«ЧТЗ-УРАЛТРАК» является частью отечественного оборонно-промышленного комплекса, его основная продукция – дизельные двигатели двойного назначения мощностью до 1500 л.с. В настоящее время заводом решается важная задача повышения мощности серийного двигателя без его утяжеления и потери ресурса. Форсирование двигателя неизбежно влечет за собой повышение нагрузок на основные детали, узлы и агрегаты. Сохранить прочность деталей при повышенных нагрузках целесообразнее за счет замены конструкционных материалов на современные и более высокопрочные.
В 2022 году ЧТЗ обратился в ЮУрГУ для совместного решения такой задачи с научными коллективами Политехнического института Материаловедческого и Автотранспортного направлений.
В рамках национального проекта «Наука и университеты» проведены разработка и выбор материалов для нескольких основных деталей двигателя. Новые материалы способны работать в условиях повышенных температур, сил и давлений без потери своих механических свойств.
«Разработка новых материалов с повышенными механическими характеристиками при высоких температурах для деталей перспективного ДВС является сложной фундаментальной задачей, потребовавшей термодинамического моделирования составов сплавов, проведения металлографических исследований и механических испытаний, – прокомментировал директор Политехнического института ЮУрГУ Михаил Иванов. – Для решения поставленных заводом задач был сформирован междисциплинарный коллектив с приглашением специалистов МИСиС и сотрудников Политехнического института ЮУрГУ. На данный момент выполнены опытные плавки материалов и проведена оценка их свойств. Планируется перейти к созданию опытных образцов деталей двигателя для стендовых испытаний».
Дальнейшим продолжением работы будет решение вопросов, связанных с внедрением новых конструкционных материалов в технологический процесс ЧТЗ. Первый шаг к этому уже сделан, в частности, 1 февраля на предприятии был открыт новый участок ионного азотирования.