Официальные ресурсы

СЕВЕРНЫЙ ШИРОТНЫЙ ХОД

Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённости 686 километров по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, Северную железную дорогу со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства магистрали выступает Росжелдор

Строительство Северного широтного хода планируется осуществить с 2018 по 2022 годы. Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 году, но из-за отсутствия бюджетного решения сроки реализации проекта неоднократно переносились. В феврале 2017 года было заявлено об окончании строительства в 2023 году, стоимость проекта оценена в 236 млрд рублей.

Строительство будет впервые в российской железнодорожной практике осуществлено на условиях концессии.

Северный широтный ход карта

Транспортная инфраструктура Уральского федерального округа является самым «узким местом», барьером развития экономики северных территорий. Наименее развита транспортная система в Ямало-Ненецком автономном округе. Столица округа – город Салехард, не имеет круглогодичного сухопутного транспортного сообщения. Существующая железнодорожная инфраструктура представлена двумя несвязанными между собой участками общей протяженностью 1390 км. Более половины этих путей – это объекты незавершенного строительства, осуществлявшегося в период 1978-1985 гг, с ограниченной пропускной способностью.

Формирование железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» позволит:

Обеспечить комплексное экономическое развитие ЯНАО, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повысить мобильность жителей региона.
    Создать инфраструктуру, необходимую для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений и обеспечивающую транспортировку добываемых природных ресурсов, в т.ч. сжиженного природного газа и прочих грузов ЯНАО.
    Сократить путь следования грузов на 200-730 км, ускорить оборачиваемость грузов и тары (вагонов-цистерн) у грузоотправителей.
    Создать инфраструктуру, которая в перспективе будет являться важной составляющей развития танкерного флота, освоения ресурсов Арктики и закрепления России как ведущей арктической державы.
    Создать новые рабочие места как на самой железной дороге (прямой прирост около 700 человек), так и в обслуживающих отраслях.

Железнодорожная магистраль «Северный широтный ход» должна будет соединить Северную железную дорогу ОАО «РЖД» в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД» в районе станции Коротчаево, обеспечив транспортную доступность северных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа, а в перспективе выход к Северному морскому пути через строящийся на п-ове Ямал порт Сабетта.

Проект будет способствовать развитию Северного морского пути, освоению шельфа Баренцева и Карского морей, реализации стратегической программы развития Арктической зоны России.

Состав проекта: ж/д магистраль, общей протяженностью 707 км, включает в себя как строительство новых железнодорожных путей и инфраструктуры, так и реконструкцию существующих железнодорожных путей и объектов, в том числе:

реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) ст. Обская-2;
    строительство железнодорожного участка от ст. Обская-2 – Салехард (исключая мост через р. Обь);
    строительство мостового перехода через р. Обь;
    строительство железнодорожной линии «Салехард – Надым (Хорей)»;
    строительство мостового перехода через р. Надым;
    реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Надым (Хорей) – Пангоды»;
    реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево».

Сайт проекта