Организатором урока выступают Минцифры России, АНО «Цифровая экономика», Министерство просвещения России. В Тюменской области инициатором проведения открытых уроков стал департамент информатизации Тюменской области.
Первое мероприятие состоялось 10 февраля для учеников СОШ № 5 г. Тюмени. Приветствовал ребят Станислав Логинов, директор департамента информатизации Тюменской области: «Вы — наше молодое поколение и, конечно, с цифровыми технологиями и гаджетами близко знакомы с самого детства. Большинство из вас и ваших сверстников имеют не один аккаунт в разных социальных сетях, общаются в мессенджерах, совершают покупки в интернете, играют в онлайн-игры. Поэтому очень важно знать о том, какие опасности поджидают вас в цифровой среде и как себя от них защитить».
Вместе с директором департамента на уроке в онлайн-формате присутствовал Олег Седов — директор по развитию «Ростелеком-Солар» направления «Кибербезопасность для населения». Спикер провел для ребят лекцию на тему социальной инженерии.
Федеральный эксперт рассказал о тенденциях современного цифрового мира, о том, как сами люди порой беспечно ведут себя в интернет-пространстве. В частности, это касается личных данных: «В реальной жизни у обычного человека нет одинаковых ключей от машины, квартиры, дачи и работы. Почему-то мы не задумываемся об этом, когда пользуемся одним паролем для разных интернет-ресурсов. Это опасно: злоумышленникам, которые используют цифровые технологии для взлома, не составит труда получить доступ к вашей персональной информации», — прокомментировал спикер ПАО «Ростелеком».
Ребята узнали, как создать надежный пароль, как отличить фишинговый сайт от настоящего, а также о важности двухфакторной аутентификации, которая может надежно защитить аккаунт от взлома.
Были у класса и вопросы по теме урока. С развитием образовательных онлайн-ресурсов, в сети появилось множество викторин, тестов и задач, которые предлагают проверить уровень знаний после регистрации на ресурсе и отправке адреса почты или телефона. Некоторые ребята озадачены тем, что делать в таких случаях, стоит ли доверять таким площадкам и как понять, что это настоящий ресурс, а не инструмент в руках злоумышленников. В этом случае эксперты рекомендуют доверять только проверенным источникам, а лучше все образовательные онлайн-тесты или задания проходить по рекомендации учителей, а не регистрироваться на случайных площадках.
Знания, полученные на лекции, школьники закрепили в небольшой викторине.
По итогам мероприятия самый активный участник «Цифрового ликбеза» — победитель викторины, а также школьная библиотека получили специальное издание «Ростелекома» — партнера открытого урока, о правилах поведения в глобальной Сети. В издании подробно рассказано, как построить собственную цифровую крепость, защитить персональные данные, правильно придумывать, менять и хранить пароли. В учебном пособии рассматриваются и такие важные аспекты, как зависимость от социальных сетей и борьба с кибербуллингом. Для всех желающих учебник доступен ив электронном виде.
«Наряду с проектами "Урок цифры" и "День цифры", "Цифровой ликбез" станет еще одним образовательным инструментом для повышения цифровой грамотности школьников. На практике мы видим, что подобный формат способствует и повышению интереса к увлекательному миру ИТ-технологий: ребята начинают интересоваться робототехникой, программированием, нейросетями и созданием компьютерных игр. Мы постоянно развиваем детские ИТ-направления, чтобы школьники могли реализовать себя в различных цифровых сферах», — отметил Станислав Игоревич.
Для всех желающих на сайте акции доступны обучающие материалы для самостоятельного изучения онлайн или проведения открытых уроков в школе.