В конце марта уральское предприятие Пневмостроймашиназаявило о намерении в четыре раза увеличить объем производства гидравлического оборудования. Для этого руководство предприятия готовится к строительству второй площадки на территории НИИ Уралэлектротяжмаш (последнее время здесь производили силовую гидравлику под маркой «PSM-HYDRAULICS»). Стоимость проекта оценивается в 5 млрд руб., 2 млрд руб. из этой суммы предприятие готово вложить из собственных средств.
Кроме того, Пневмостроймашина проведет модернизацию существующей площадки. На это потребуется около 1 млрд. В результате расширения объем производства предприятия должен составить 6 тыс. качающих узлов в месяц. При запуске новой площадки объем выпуска увеличится в 2 раза.
В интервью DK.RU гендиректор «Пневмостроймашины» Максим Богатов рассказал, почему проект не потеряет актуальность, даже если в ближайшее время спецоперация на Украине закончится и европейские страны снимут санкции.
До настоящего времени предприятия, которые выпускают сельскохозяйственную и дорожную технику на территории СНГ, в большинстве своем использовали в производстве импортные комплектующие. Гидравлика — не исключение. Ведущими производителями в этой сфере считаются BoschRexroth(Германия) и SauerDanfoss (США), они поставляли свою продукцию на первичный рынок. А продукция Пневмостроймашины шла на вторичный — то есть для компаний, которые уже приобрели новую технику, пользуются ей и нуждаются в комплектующих для ее ремонта.
Максим, почему вы решили так основательно заняться импортозамещением?
— Наработки по импортозамещению у нас уже были. Мы осваивали сложные машины, разрабатывали альтернативные изделия для импортной техники. Каждый год делали по 5-6 новых образцов: выпускали новое изделие — поставляли опытную партию — обкатывали изделие — выходили на опытно-промышленную партию и затем на серийный выпуск.
Сейчас фактически мы остались единственным в стране серийным производителем гидравлики, который отвечает мировым стандартам. Пневмостроймашина еще в 1980-е гг. получила лицензию компании BoschRexroth, которая замыкает на себя производителей строительно-дорожной техники. До сих пор все разработки идут по пути бренда Bosch. Помимо нас в СНГ есть еще одно крупное предприятие — завод Гидросила, который находится на территории Украины и имеет лицензию SauerDanfoss. Но продукция Гидросилы, BoschRexroth, SauerDanfoss и итальянских производителей на рынке теперь недоступна.
Когда были введены санкции и фактически закрылись границы, заводы-производители пришли к нам и говорят: «Максим, нам нужна твоя гидравлика». Сейчас мы выпускаем 3,5 тыс. качающих узлов в месяц.Фактически потребность в нашей продукции выросла в четыре раза. С февраля портфель наших заказов начал расти.
В обозримой перспективе ваше предприятие способно закрыть потребности рынка?
— Мы не волшебники. У нас есть определенные технические возможности, но развивать их мы можем только последовательно. На развитие нужно время, оборотные средства.
Во-первых, нашим поставщикам придется в разы увеличить производство комплектующих — а это их технологические цепочки, оборотные средства, специалисты. Во-вторых, нам необходимо доставить на завод импортные компоненты — их процент небольшой, но он есть. В-третьих, нужно приобрести оборудование и найти сотрудников, которые будут обрабатывать эти материалы.
Исходя из сегодняшней ситуации, мы приняли решение не только строить новую площадку, но и провести модернизацию существующей. Это самый быстрый способ увеличить выпуск товарной продукции. Она необходима рынку прямо сейчас, иначе конвейеры ведущих производителей техники встанут.
Как планируете решать проблему доставки импортных компонентов?
— В последние годы мы максимально ушли от импорта. Тот небольшой процент, который остался, — электрокомпоненты, РТИ, инструмент, запасные части к оборудованию — мы планируем замещать за счет азиатской продукции. Сейчас перенастраиваем цепочки.
Куда более серьезна для нас проблема с поставкой оборудования. Изначально мы планировали приобрести станки японского производителя. На этом оборудовании мы давно работаем, оно себя достойно зарекомендовало. Но в свете известных событий пришлось перестраиваться. Сейчас рассматриваем бренды Китая и Южной Кореи. В России оборудование такого класса, к сожалению, не производят.
Сколько людей необходимо, чтобы так существенно увеличить объем производства?
— Чтобы закрыть хотя бы половину потребности рынка, нам необходимо принять на действующую площадку порядка 120 чел. Нужны операторы ЧПУ, наладчики оборудования, грамотные технологи, конструкторы. Сейчас мы занимаемся поиском людей. Кроме этого мы планируем создать на новой площадке еще около 500 рабочих мест.
Где взять столько квалифицированных специалистов?
— Рынок кадров для нас ограничен. Это ключевая проблема многих регионов страны. На сегодня нам необходимо обеспечить поток профессионалов из других регионов в Екатеринбург, создать условия для их переквалификации, предоставить квартиры. Помимо этого в уральский регион приезжают беженцы из Украины, которые у себя на родине имели рабочие профессии. Необходимо провести их переаттестацию, дать возможность устроиться на предприятие по упрощенной схеме. Главное для нас всех — не потерять время.
Вторую площадку Пневмостроймашина планирует запустить в конце 2023 г. Монтируется подстанция мощности в 10 мВт. Идут согласования по сносу существующих зданий.
Чем новая площадка будет отличаться от действующей?
— Мы планируем, что на действующей площадке на Сибирском тракте останется производство гидравлики для дорожной техники, а на Шефской — для сельскохозяйственного машиностроения. Здесь мы сможем развивать производство гидромашин с наклонной шайбой (на этой продукции специализировался украинский завод Гидросила, — прим.ред.). В России сейчас с этой номенклатурой проблемы, а у Пневмостроймашины есть изделия, но имеются проблемы с мощностями .
В такой продукции заинтересованы лидеры СНГ по производству комбайнов Гомсельмаш и Ростсельмаш, Петербургский тракторный завод, Завод CLAAS. Также планируем обеспечить такими гидромашинами вторичный рынок.
Импортозамещением в России занимаются с 2014 г. Почему до спецоперации продукция наших предприятий была менее востребована, чем зарубежная?
— Спрос на рынке диктуют потребители, а производители — подстраиваются.
Транснациональные компании имеют преимущество из-за большего опыта и возможности растворить затраты на НИОКР (научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу) в большом объеме выпуска товара. Кроме этого они могут предложить комплексные решения, используя кооперационные связи с другими гигантами. Соответственно, отделам конструкторов выгоднее работать с такими компаниями, что оставляло без заказов отечественных производителей.
По сравнению с зарубежной продукцией отечественные аналоги стоили дороже?
— Смотря с чем сравнивать. По сравнению с европейской, отечественная продукция дешевле. С азиатскими производителями мы находимся примерно на одном уровне.
На фоне сложившейся ситуации многие предприятия сейчас усилили работу по линии импортозамещения. В том числе еще один производитель гидравлики в Свердловской области — предприятие «Гидронт». Не придется конкурировать с ними за рынки сбыта?
— Не придется, они выпускают другой вид продукции. «Гидронт» — это хорошее современное предприятие, но совсем небольшое. Однозначно такие производства нужно развивать и поддерживать. В том числе — за счет государства.
Кстати, а вы не планируете обратиться за государственной поддержкой?
— Сегодняшние меры поддержки нам не подходят. Сейчас необходима целевая программа, направленная на развитие предприятий. К сожалению, пока ее нет.
Если в ближайшее время военная спецоперация на Украине закончится и европейские страны начнут снимать санкции, ваши планы по наращиванию мощностей не потеряют актуальность?
— Конечно, нет. По-прежнему будут строиться дороги и жилье. Сельское хозяйство сейчас тоже будет на подъеме. Кроме того, техника с нашей гидравликой может пригодится для восстановления территорий, где проходила военная спецоперация. А без гидравлики — никуда.
Деловой квартал