Продукция уже запатентована. Опытные образцы, изготовленные под спецзаказ для группы компаний «Южуралзолото», отлично зарекомендовали себя в работе. На подготовку конструкторской документации, приобретение лицензий САПР и токарного обрабатывающего центра предприятие затратило 16,7 млн рублей. Однако для модернизации производства и запуска серийного выпуска транспортных систем необходимо минимум 40 млн рублей. К реализации инвестпроекта подключился Региональный центр импортозамещения, в который входят в том числе минпром и Фонд развития промышленности Челябинской области.
«Настало время пересмотреть существующие критерии отнесения предприятий к малому, среднему или крупному бизнесу, поскольку нынешние не позволяют многим компаниям получать необходимые меры поддержки. Мы, например, в прошлом году начали масштабную программу техперевооружения, вложили в оборудование около 200 млн рублей, в том числе успели приобрести робота для вырезки ланжерона, лазерную резку, которая одна стоит 60 млн. Ориентировались в основном на лизинг, а лизинговые компании сейчас в два раза увеличили ставку кредита. При этом мы оказались в прослойке, которая не попадает ни в системообразующие предприятия, ни в средний бизнес, оцененный на данный момент неправильно: 200 работающих и 800 млн по году выручки. Поэтому у нас нет доступа к таким мерам господдержки, как, в частности, субсидирование ранее понесенных затрат. А нам между тем нужно завершать важные импортозамещающие проекты», – говорит председатель совета директоров ПКФ «Политранс» Семен Мительман.
Первый проект – транспортные системы (ТС) для перемещения экскаваторов массой до 205 тонн. Принцип их работы прост. Экскаватор заезжает траками на колесную пару, цепляется ковшом за кузов самосвала, затем траки приподнимаются, и тягач начинает двигаться, везя за собой экскаватор. На большинстве добывающих карьеров они сами переезжают с места на место, что подразумевает длительные простои техники, так как процесс требует специальной подготовки, согласований и т.д. Использование ТС обеспечивает безопасную и быструю перевозку тяжелой техники, которая своим ходом двигалась бы в 8-10 раз медленнее. При этом повышается производительность, ведь планировать работу техники в карьере можно максимально оперативно, а затраты на ремонт и обслуживание снижаются, поскольку перегон с помощью ТС полностью исключает вибрацию – главную причину частых поломок траков, которые быстро приходят в негодность при движении на гусеничном ходу. Кроме того, эксплуатация ТС возможно в любых погодных условиях (при температуре воздуха от -40 до +40 градусов).
Второй проект находится сейчас на стадии разработки. Речь идет о запуске производства осей и подвесок для прицепов и полуприцепов. До недавнего времени они импортировались из Германии и Франции, поскольку китайские производители не охватывают весь спектр европейской номенклатуры. На разработку, производство, включая покупку фрезерного обрабатывающего центра, и испытание собственных опытных образцов «Политранс» затратил уже около 20 млн рублей. Для запуска серийного выпуска (приобретение необходимого оборудования, комплекс испытаний, лицензирование и т.д.) необходимо порядка 60 млн.
«На мой взгляд, в реализации этого проекта четко просматривается кластерный подход. Мы можем объединить все южноуральские предприятия, связанные с машиностроением, от производителей комплектующих до потребителей конечного продукта. Признанным центром уральского машиностроения давно уже стал Миасс, автозавод «Урал», но можно привлечь и Магнитогорск, и Челябинск, а если потребуется, выйти за пределы области, сделав объединение межрегиональным. В рамках кластера его участники смогут получить невозвратные деньги на разработку подобных импортозамещающих проектов, включая субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования, плюс такие меры поддержки, как инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, льготные займы Фонда», – отмечает директор регионального ФРП Сергей Казаков.
Решением губернатора Челябинской области Алексея Текслера региональные минпром и ФРП переориентированы на усиленное развитие импортозамещения. Первый заместитель министра промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Михаил Кнауб сообщил, что специалисты ведомства сейчас аккумулируют и анализируют предложения, поступающие от промышленных предприятий региона, о мерах, которые наиболее эффективно помогут им снизить последствия санкционных ограничений. В областной минпром поступило уже более 330 таких предложений. Сейчас их распределяют на федеральный и региональный уровень, чтобы направить для дальнейшей проработки в соответствующие организации.
«Наша первоочередная задача в сложившейся ситуации – укрепить существующие или выстроить новые кооперационные цепочки между предприятиями области и не только, помочь поставщикам и потребителям из самых разных отраслей промышленности установить контакт. Не менее важно обеспечить производителям всю необходимую поддержку –финансовую, консультационную, логистическую. Этим и занимается Региональный центр импортозамещения. По распоряжению губернатора на новые меры поддержки в этом году дополнительно выделено 800 млн рублей. Многое делается как на региональном, так и на федеральном уровне. Предприятия в том числе могут компенсировать часть понесенных затрат на приобретенное ранее оборудование по постановлению №194», – подчеркнул замминистра.
Возможные меры поддержки, а также создание кластера специализированного машиностроения все заинтересованные стороны будут детально обсуждать на этой неделе в Миассе, на площадке автозавода «Урал». Кроме того, областной минпром планирует организовать визит в Челябинскую область заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олега Бочкарева для ознакомления с производственными возможностями предприятий области, в том числе ПКФ «Политранс».
***
ООО ПКФ «Политранс» (г. Южноуральск) – ведущий разработчик и производитель тяжеловозной прицепной техники. Предприятие обладает современными производственными мощностями, позволяющими выпускать надежные и функциональные прицепы и полуприцепы для решения любых транспортных задач. Линейка изделий составляет более 1 500 модификаций. Модели разрабатывает собственный конструкторский отдел. Продукция компании «Политранс» конкурирует с мировыми лидерами-производителями прицепной техники.