Северный широтный ход – это крупнейший инфраструктурный проект, реализация которого позволит создать полноценный транспортный каркас в Арктической зоне России. Железнодорожная магистраль необходима для вывоза жидких углеводородов из регионов добычи и завоза грузов для освоения крупнейших нефтегазовых провинций.
«Проект очень важный, нужно в скорейшем режиме приступить к его реализации», - сказал он, напомнив, что для этого есть новый инструмент – механизм бюджетных инфраструктурных кредитов. Кроме того, сейчас обсуждаются вопросы финансирования проекта за счет средств ФНБ. «При этом проект сложный и очень капиталоемкий. На сегодня он включает в себя и реконструкцию Северной железной дороги, участка Свердловской железной дороги. Это и средства «Газпрома», это и мост, и концессия. Конечно, он создает большую дополнительную нагрузку на капитал РЖД», - отметил министр.
Также реализация проекта позволит разгрузить инфраструктуру Свердловской железной дороги, направив грузы не «в обход» (южный маршрут), а «по прямой». Фактическое сокращение пути составит более 700 километров, уменьшив для грузов время в пути на 2-3 суток.
Важность проекта всем понятна, акцентировал во вступительном слове на совещании Владимир Якушев.
«Президент не раз подчеркивал значимость создания новой железнодорожной магистрали Северный широтный ход, которая сократит доставку грузов в районы Западной Сибири, придаст импульс освоению Арктики и Северного морского пути. Проект давно прорабатывается, его пора запускать, для этого есть все возможности – нацелил нас глава государства в своем послании Федеральному Собранию в апреле 2021 года. Сейчас проект включён в число приоритетных», – сказал Владимир Якушев.
Он поблагодарил министра Максима Решетникова за возможность провести обсуждение в Салехарде:
«Это придаст новый импульс в реализации проекта, позволит расставить приоритеты, куда будем дальше двигаться. Проект непростой, много игроков, что касается финансирования – это концессия, то есть деньги бюджета и компаний, которые заинтересованы в развитии проекта».
Ключевой элемент проекта – совмещенный мост через Обь – будет строиться с использованием нового механизма инфраструктурных бюджетных кредитов. Губернатор Ямала подчеркнул, что проект находится в высокой степени готовности, в регионе все готово к началу строительства.
«Ямал – главный нефтегазовый регион в стране. Строительство Северного широтного хода с последующим выходом к Сабетте откроет всем нашим предприятиям Северный морской путь. У нас значительная грузовая база, которая сейчас доставляется разными способами –по зимникам, по воздуху вертолетами – только не по железной дороге. Это нерентабельно и существенно повышает стоимость проектов. Как только мы построим Северный широтный ход, мы сразу почувствуем эффект. Причем не только для Ямала, но и для всей страны», –подчеркнул Дмитрий Артюхов.
В ходе совещания было отмечено, что возведение новой инфраструктуры может стать драйвером для инвестиционных проектов не только крупного, но и малого бизнеса, также были верифицированы перспективные объемы вывоза грузов по создаваемой инфраструктуре.
Пресс-служба губернатора ЯНАО