Эксперт Урал №10-12 (840) 15 марта 2021
Очень хотелось анонсировать эту публикацию как интервью с новым полномочным представителем президента в УФО. Но назвать полпреда «новым» язык не поворачивается. Во-первых, этот пост Владимир Якушев занимает уже четыре месяца. Во-вторых, до назначения на должность главы Минстроя России (в мае 2018 года) он 13 лет руководил Тюменской областью, то есть регион знает очень хорошо. В-третьих, только за последний месяц он побывал в четырех из шести территорий УФО. Вместе с ним приехали члены федерального кабмина. Например, в Курган — глава Минпромторга Денис Мантуров, который побывал на площадке фармхолдинга «Биннофарм Групп» заводе «Синтез» (в 2020 году предприятие на 44% увеличило выпуск антибиотиков и препаратов, рекомендованных для лечения COVID-19) и заявил о создании здесь еще одного индустриального парка.
В Екатеринбург и Челябинскую область полпред пригласил вице-премьера Марата Хуснуллина, который посетил площадки по строительству объектов к Универсиаде-2023, важные для жителей Южного Урала проекты в Магнитогорске и Челябинске, а также рассмотрел обращение Свердловской области о передвижке финансирования для досрочного завершения строительства третьего пускового комплекса южного полукольца Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД). Здесь идет строительство участка в 11,4 км — от автодороги Екатеринбург — Полевской до федеральной автодороги в направлении Челябинска, после завершения которого ЕКАД будет замкнут в единое кольцо. «Мне принципиально важно было, чтобы Марат Шакирзянович приехал в Уральский федеральный округ. Поработал здесь. Одно дело, когда рассказываешь на словах, другое дело, когда видишь на месте. Я прекрасно знаю по предыдущей работе, что Марат Шакирзянович оперативно принимает решения на месте, когда видит, как обстоят дела. Если реально что-то двигается, решение не заставляет себя ждать. Темпы по ЕКАД приличные, подрядчики известные и надежные, поэтому, если будут вперед сдвинуты деньги, есть все предпосылки для того, чтобы дорога была закончена раньше», — заявил по итогам поездки Владимир Якушев.
«Э-У» полпред рассказал, какие задачи будет решать его ведомство в ближайшее время.
— Владимир Владимирович, как вы, экс-глава Минстроя России, оцениваете темпы строительства жилья в округе?
— Строительное сообщество в УФО достаточно активное. Мы ставим перед собой амбициозные задачи: к 2030 году, по сравнению с сегодняшними показателями, темпы жилищного строительства нарастить на 35%. Президентом России поставлена задача по увеличению до 2030 года темпов жилищного строительства до 120 млн кв. метров в год. Для Уральского федерального округа — это 10,3 млн кв. метров, а к 2024 году — 7,89 млн кв. метров ежегодно.
— Это достижимые цели?
— Цели реалистичные и достижимые. С 2018 по 2020 год ввод жилья по округу вырос на 15% до 6,8 млн кв. метров. Даже в непростом 2020 году в целом по округу удалось выполнить план по вводу жилья — 102,3%. Для понимания, в 2014 году в округе было построено 7,9 млн кв. метров. А это соответствует показателю нацпроекта на 2026 год. Очевидно, что возможности у регионов есть. Это касается прежде всего использования комплексного развития территорий (КРТ). Регионами округа рассматривается 67 площадок КРТ. Их потенциал — до 4,5 млн кв. метров жилья. Региональным администрациям отведена значительная роль по установлению зон КРТ. После завершения формирования нормативной базы на федеральном уровне необходимо оперативно привести к соответствию региональную часть. В рамках программ расселения граждан из аварийного жилья уже законтрактовано и в планах на контрактование более 900 тыс. кв. метров. Решение вопросов по проблемным домам позволит также ввести значительное количество жилой площади.
Большой потенциал кроется в упрощении и сокращении существующих процедур по всей стройке: начиная с вопросов выбора земельного участка, заканчивая выдачей разрешения на ввод объекта. План по вводу жилья в округе на 2021 год — 7,1 млн кв. метров.
— Важно, чтобы вместе с квадратными метрами регионы успевали формировать комфортную городскую среду.
— Благодаря нацпроекту «Жилье и городская среда» в 2020 году в округе благоустроена 501 общественная и 388 дворовых территорий. План исполнен на 100%. Кроме того, часть общественных и дворовых территорий регионы благоустраивают за счет региональных программ. Этот нацпроект активно поддерживается горожанами. Об этом говорят социологические опросы: люди ощущают, что их жизнь с реализаций этого проекта меняется в лучшую сторону, потому что появляются места, где они могут отдохнуть вместе с детьми.
Если говорить честно, со времен Советского Союза активно и серьезно города созданием общественных мест не занимались. Да, отдельные мегаполисы в этом преуспели, но это не касается страны в целом. А нацпроект такую возможность предоставил, и людям это важно, потому их жизнь не ограничивается рамками квартиры. Все хотят чувствовать себя комфортно и за ее пределами. Запрос этот формировался достаточно долго. Вспомните начало 2000-х: бардак в подъездах, во дворах, на мусорных площадках. Все изменилось с тех пор благодаря системной работе.
— Если посмотреть на нацпроект «Демография», округу не удалось достичь 100-процетной планки в обеспечении детей 1,5 — 3 лет местами в детсадах.
— Показатель по УФО — 95,4%. Это больше, чем в целом по России — 92,1%. К концу 2021 года нам нужно полностью решить этот вопрос. Он очень серьезный: надо создать около 15 тыс. мест. Придется серьезно потрудиться. Но мы к этому готовы. Строятся качественные дошкольные учреждения с различными интерактивными зонами, всевозможным современным оборудованием, бассейнами.
По нацпроекту «Образование» создано 16,6 тыс. мест в школах. Построено 24 школы, пять — реконструировано. А к 2024 году постараемся реализовать еще более амбициозную задачу: создать в школах 100 тыс. мест, это более 150 школ. И это не только строительные работы. Нужно выделить землю, оформить документы, спроектировать современные здания, провести строительно-монтажные работы. Сегодня у учительского сообщества есть большая потребность работать в оснащенных по последнему слову техники кабинетах, лабораториях. И эта потребность растет. Тем более что у нас еще очень много школ, построенных в советское время, — не таких комфортных, как те, что вводятся в строй прямо сейчас. И эту проблему тоже надо будет решать, в том числе в небольших населенных пунктах.
— А сколько всего потрачено на реализацию нацпроектов в округе?
— В 2020 году на реализацию национальных проектов было направлено 148 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета — 59,9 миллиарда. Оставшаяся часть суммы — консолидированные бюджеты регионов.
— Как УФО выглядит по основным показателям по сравнению с другими федеральными округами?
— По индексу промпроизводства мы на четвертом из восьми мест с показателем в 97,7 (здесь и далее 2020 год к 2019 году. — Ред.). В России — 97,1%. Уступили Северо-Кавказскому, Центральному и Южному федеральным округам. А вот по индексу обрабатывающих производств — вторая позиция (105,6%). Второе же место занимаем по инвестициям в основной капитал (106,7%, январь — сентябрь 2020 года к аналогичному периоду 2019 года) и самообеспеченности консолидированного бюджета УФО (82,5%, за январь — ноябрь 2020 года) — это те налоги, которые собираются на территории федерального округа и которые должны покрыть затраты. То есть мы себя обеспечиваем на 82,5%, остальное балансируется за счет трансфертов из федерального бюджета. По доходам на душу населения — четвертое место: 112,6 тыс. рублей по итогам 2020 года. Честно скажу, меня эта цифра удивила, я считал, мы занимаем более высокую позицию. Всегда очень внимательно анализировал, какое место занимает в рейтингах Тюменская область, в том числе по этому показателю, теперь будем работать со всем округом. И выводить его на более высокие позиции.
— По уровню регистрируемой безработицы мы тоже на четвертом месте.
— Вместе с ЮФО. 4,1% на 1 января 2021 года. Эту проблему будем решать очень предметно. У нас достаточно большая категория людей, которые в силу разных причин никогда не займут предлагаемые сегодня вакансии. Это соискатели, которые ждут более серьезных предложений на рынке труда — и с точки зрения зарплаты, и с точки зрения компетенций. Но придется сказать, что есть отдельная категория людей, которые свои знания и подготовку оценивают несколько выше, чем есть на самом деле. От одних вакансий они отказываются, а другие занять не могут — не соответствуют требованиям. И таких примеров много. В итоге пополняют список безработных. В этом же списке получатели пособий, которые не трудоустроены официально, но работают в так называемом теневом секторе экономики и занимаются видами деятельности, которые не облагаются налогами. Будем внимательно анализировать ситуацию, чтобы понять, кто действительно нуждается в поддержке государства. Мы получили очень хорошую базу для исследования. Вспомните, мы всегда говорили, что уровень безработицы в среднем составляет около 0,8% от трудоспособного населения. Но при этом прекрасно понимали, что есть и латентная безработица, ее доля — приблизительно 5%. В том числе этот показатель во время пандемии обеспечил прирост безработицы.
— Как сохранить количество занятых в сфере МСП?
— Сейчас в УФО это 13 человек из 100. В период пандемии эта категория людей пострадала, малый и средний бизнес закрывались в силу ограничительных мероприятий. Конечно, есть эмоциональные оценки, кто-то не смог воспользоваться мерами поддержки и не хочет восстанавливать бизнес, но много и других историй. Нам нельзя терять предпринимателей, нужно создавать условия для их возвращения, меры поддержки. И, конечно, сокращать административные процедуры.
— Как вы считаете, не пора ли полностью отменить все ограничения?
— Полностью отменять масочный режим пока рано. Мы с вами знаем, что в отдельных регионах губернаторы аккуратно снимают ограничительные меры, но делать это нужно постепенно, активно занимаясь вакцинацией населения. Вакцина в регионы поставляется, одна из самых важных задач — правильная ее транспортировка, там серьезные требования к температурному режиму. Этот вопрос на постоянном контроле.
— Какие точки роста могут быть в 2021 году, учитывая, что мы все еще находимся в ситуации пандемии и ограничений?
— Во-первых, нацпроекты. Может быть, кто-то думает, что особой разницы нет между нацпроектами и госпрограммами: там деньги давали, теперь здесь. Это разные вещи. Нацпроекты — это проектное управление, совершенно иной подход, когда создаются проектные команды, внедряются методы проектного управления. Совершенно иные требования, которые предъявляются к достижению показателей, заложенных нацпроектами, и гораздо более жесткий контроль за тем, как используются финансовые ресурсы. Раньше огромное количество федеральных средств, которые приходили в регионы, просто возвращались в конце года в силу того, что субъекты не могли освоить эти деньги. Очень тяжелая процедура переброски денег, тяжелая процедура перехода остатков на следующий год. Вот это все сегодня корректируется в рамках национального проекта. Это совершенно другая история, поэтому реализация нацпроектов на территории регионов — хорошая точка роста. Например, по Курганской области это очень заметно.
Во-вторых, точка роста — это инвестиционные проекты. Это, конечно, прежде всего обрабатывающая промышленность. Это один из столпов, на котором стоит Уральский федеральный округ. Это было и будет как минимум на ближайшие пятьдесят лет той точкой роста, на которую округ будет опираться.
В-третьих, транспортная инфраструктура. По четыре полосы на трассе Екатеринбург — Челябинск. Раньше мы говорили об этом как о неком чуде. Сегодня это реальность. Активно строится дорога Екатеринбург — Тюмень. И к 2023 году она тоже будет в четырехполосном исполнении. Дальше пойдем на север — в Югру и на Ямал. В этом направлении двигаются нефтяники с грузами, в обратную сторону летом люди поедут на отдых.
— Северный широтный ход может стать такой точкой?
— Он такой точкой и будет. Он даст возможность открыть очень большую группу месторождений: около 6 трлн кубометров газа и 1 трлн кубометров газового конденсата. Это огромная сырьевая база. Сможем разгрузить Транссибирскую магистраль, перебросить на северную железную дорогу около 20 млн тонн грузов. Плюс социально-экономический эффект: для строительства Северного широтного хода будет создано почти две тысячи рабочих мест, для обслуживания дороги — еще 1 тысяча. Сейчас от Ямала в бюджетную систему страны поступает 1 трлн рублей налоговых платежей, а при запуске проекта сумма налогов вырастет до полутора триллионов. Неслабый эффект? Проект эффективен со всех сторон, и мы точно будем им заниматься.
— Во время пандемии вырос спрос на внутренний туристический продукт. Есть шансы удержать этот интерес?
— Мы очень много говорим о туризме внутри федерального округа, о проектах, которые связывают сегодня многие субъекты РФ. Давайте на цифры посмотрим. Доля достопримечательностей в УФО — 6,7% (здесь и далее от общего числа в РФ). Доля гостиниц всех типов в округе — 5,9%. 1,6 тыс. гостиниц — это не очень много. В 2019 году в этих гостиницах останавливались 6,3% гостей. Это 4,5 млн человек. Потенциал УФО гораздо больше. Нам нужно наращивать поток туристов. Для этого необходимо грамотно упаковывать проекты, развивать инфраструктуру.
— В этом году состоятся выборы в Госдуму. Как вы думаете, насколько спокойно пройдет кампания?
— И не только в Госдуму, будем выбирать депутатов законодательных органов Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Всего 103 избирательные кампании разного уровня, в том числе выборы в органы местного самоуправления. Хотелось бы, чтобы было поменьше всевозможного черного пиара. Я сторонник того, чтобы людей оценивали по деловым качествам и по тому, чего они в этой жизни достигли.
Автор: Артем Коваленко, Эксперт-Урал