В заседании, на котором обсуждались вопросы совершенствования природоохранного законодательства, приняли участие начальник Управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Юрий Турыгин, прокуроры субъектов Российской Федерации.
Открывая обсуждение, полпред подчеркнул важность экологической составляющей качества жизни людей, отметив, что нерешенность экологических проблем вызывает у населения тревогу и опасения.
В Российской Федерации создана масштабная правовая база для природоохранной деятельности, сказал И.Холманских. Она включает более 20-ти федеральных законодательных актов, в том числе федеральные законы об охране природы, утилизации отходов, экологической экспертизе. Их дополняют многочисленные подзаконные акты.
Серьезная законодательная работа по этому направлению проведена и в субъектах Российской Федерации. При этом региональная нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в связи с изменениями федеральных законов.
Так, в Уральском федеральном округе к началу Года экологии завершена работа по приведению региональной нормативной базы в соответствие с обновленными федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления».
Продолжается принятие и других законов регионального уровня. За 2016 год и первое полугодие 2017 года в Уральском федеральном округе региональные законодатели приняли 50 нормативно-правовых актов природоохранной направленности.
Кроме того, в течение последних лет законодательные органы власти выдвинули ряд инициатив по принятию федеральных законов в сфере охраны окружающей среды. Их авторами были законодатели Свердловской, Челябинской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Полпред также отметил, что дополнительно руководителями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов к заседанию подготовлен ряд предложений по совершенствованию федеральной и региональной нормативной базы в области экологии.
Еще один серьезный вопрос в сфере охраны окружающей среды, сказал И.Холманских, это правоприменительная практика. Природоохранное законодательство эффективно только как система, включающая в себя нормативные акты трех уровней. Тем более важно, чтобы исполнялись не только федеральные, но и региональные, и муниципальные нормативные акты в этой сфере.
Проводимые органами прокуратуры проверки свидетельствуют о большом количестве нарушений в сфере охраны окружающей среды.
При этом, подчеркнул полпред, экологические нормы не должны использоваться во вред интересам людей, тормозить хозяйственное развитие территорий.
Он также отметил, что законодательные органы власти в регионах округа уже провели значительную работу в связи с Годом экологии. Не сомневаюсь, что за оставшиеся полгода также будет сделано немало, сказал И.Холманских. Обо всем этом нужно информировать широкую общественность, в первую очередь экологическое сообщество – деятелей науки и образования, гражданские институты, лидеров общественного мнения.
Такую информацию лучше всего довести в интерактивной форме – круглых столов, общественных слушаний, иных дискуссионных площадок. При этом требуется максимальная открытость и готовность к диалогу.
Работа по совершенствованию природоохранного законодательства должна продолжаться и после завершения Года экологии, который был объявлен, в том числе, и для того, чтобы придать дополнительный импульс законотворчеству в этой сфере, подчеркнул полпред
В этом плане представляют особый интерес предложения регионов по совершенствованию нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды. Многие из них касаются изменения федеральных законов и подзаконных правовых актов. Мы тщательно проанализируем эти предложения и обсудим их на моей очередной встрече с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы от Уральского федерального округа, сказал в заключение И.Холманских.