Официальные ресурсы

Нормативное и финансовое обеспечение организации погребения и похоронного дела в Уральском федеральном округе

29 марта 2017 Распечатать
Президентский контроль

Контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведена проверка исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела.

В целом изучение в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, вопросов исполнения законодательства в сфере организации погребения и похоронного дела показало, что в указанном направлении региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления принимаются определенные меры по организационному и финансовому обеспечению этой деятельности.

Ежегодно общий объем расходов на содержание кладбищ, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, составляет более 400 млн.рублей.

Общий объем расходов на предоставление гарантированного перечня услуг в субъектах Российской Федерации по сравнению с 2014 годом увеличился на 32,5 млн.рублей и составил в 2016 году 247,1 млн.рублей.

Расходы на содержание кладбищ

В настоящее время на территории Уральского федерального округа действуют 517 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание ритуальных услуг, а также функционируют 4 крематория.

Анализ нормативного правового регулирования указанной сферы на муниципальном уровне показал, что некоторыми органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации игнорируются требования Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) в части принятия соответствующих нормативных правых актов, что приводит к образованию правовых пробелов.

Так, например, в Тюменской области в 12 муниципальных образованиях  нормативные правовые акты, устанавливающие требования к качеству предоставления гарантированных услуг и определяющие порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, до настоящего времени отсутствуют.

Аналогичные пробелы нормативного правового регулирования в деятельности органов местного самоуправления выявлены в Курганской и Челябинской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе.

Также проверкой были выявлены факты нарушения Федерального закона № 8-ФЗ в части передачи некоторыми органами местного самоуправления полномочий специализированных служб коммерческим организациям.

По сравнению с 2014 годом количество кладбищ, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, увеличилось на 168 единиц и составило 4 492 кладбища.

Вместе с тем установлено, что в Свердловской области имеется проблема нехватки мест в г.Каменске-Уральском, Арамильском, Асбестовском, Кушвинском, Новоуральском, Невьянском и Режевском городских округах.

В Челябинской области существует проблема нехватки мест для захоронения на существующих кладбищах в некоторых поселениях Кусинского, Коркинского, Еткульского муниципальных районов, Магнитогорском и Кыштымском городских округах.

Аналогичная ситуация отмечается и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (в Нефтеюганском и Советском районах, а также г.Урае).

Проверка показала, что работа по инвентаризации и паспортизации мест захоронения в Курганской, Свердловской и Тюменской областях, а также Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Ямало-Ненецком автономном округе не проводилась.

В свою очередь, сбор, обработка, учет, хранение и выдача информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест погребения, в том числе стихийных, органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не ведется.

Причиной явилось отсутствие запланированных организационных мероприятий.

По результатам проверки проинформировано Контрольное управление Президента Российской Федерации в части проблем реализации законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела и предложений органов власти по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в указанной  сфере.