Официальные ресурсы

О состоянии работы органов власти в части регулирования электронной торговли

9 марта 2017 Распечатать
По поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации контрольным департаментом аппарата полпреда изучено состояние работы органов власти в части регулирования электронной торговли
Президентский контроль

Согласно сведениям территориальных органов Росстата объем розничных продаж через сеть Интернет составил в 2016 году по Уральскому федеральному округу более 22 млрд.рублей.

В настоящее время наибольшая централизация в Российской Федерации обеспечена в сегменте электронных торговых площадок для проведения электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом
от 5 апреля 2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В двух регионах Уральского федерального округа (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ)  внедряются  региональные информационные системы в сфере закупок, создавать которые субъекты Российской Федерации вправе в соответствии со
статьей 4 Федерального закона № 44.

Интеграция электронных площадок с единой информационной системой при обмене документами, создаваемыми при проведении закупок, в том числе в части возможности использования единых электронных подписей, позволила ускорить и упростить их проведение.

Сдерживающими факторами внедрения систем электронной торговли являются отсутствие в ряде населенных пунктов высокоскоростного интернета, а также особенности транспортной инфраструктуры в отдельных регионах.

В целом результаты анализа нормативной правовой базы по вопросам регулирования электронной торговли свидетельствуют о наличии резервов для повышения ее эффективности.

Отсутствие на федеральном уровне закона об электронной торговле, закрепляющего терминологию в данной сфере и определяющего права и обязанности участников электронной торговли, механизмы их реализации и защиты, определяющего подходы к формированию системы информационно-аналитического наблюдения за функционированием отрасли, не соответствует фактическому уровню развития данной сферы общественных отношений.

Кроме того, недостаточность нормативного регулирования сферы электронной торговли способствует распространению бесконтрольного со стороны государства движения денежных средств, свободной реализации ограниченных к обороту товаров, поддельных документов, а также совершению мошеннических действий.

Органами власти ведется работа по противодействию негативным явлениям. В частности, органами внутренних дел Свердловской, Курганской и Челябинской областей выявлялись факты реализации алкоголя через сеть Интернет, в том числе фальсифицированного, лекарственных препаратов без соответствующих сертификатов.

Кроме того, по искам органов прокуратуры за период 2015-2016 годов заблокировано более 200 интернет-сайтов, из которых более половины содержали сведения о реализации алкогольной продукции и контрафакта (копий известных марок одежды, обуви, часов, электроники).

Более 50 интернет-сайтов, предлагающих приобрести алкогольную продукцию, было заблокировано по искам территориальных органов Роспотребнадзора.

Мониторинг, проведенный контрольным департаментом аппарата полномочного представителя, позволил выявить 24 действующих интернет-сайта (либо страницы в социальных сетях), на которых круглосуточно предлагается к реализации алкогольная продукция, и несколько интернет-сайтов, продающих ограниченную в обороте продукцию.

По результатам контрольно-аналитического мероприятия проинформировано Контрольное управление Президента Российской Федерации в части проблем развития отрасли и предложений органов власти по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики. Руководителям правоохранительных органов дано поручение о проведении работы по выявленным нарушениям законодательства.