Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим традиционную ежегодную пресс-конференцию. Прежде чем мы начнем работать в формате вопрос-ответ, хочу сказать несколько слов об итогах социально-экономического развития округа в 2016 году.
Начну с позитивных тенденций. Главная из них – экономика Уральского федерального округа начинает выходить из кризиса. Яркий тому пример – рост промышленного производства. В прошлом году объем промышленного производства по округу вырос на 1,6%. Средний российский показатель несколько ниже, прирост составил 1,1%.
Индекс промышленного производства вырос в пяти из шести субъектов, находящихся в пределах Уральского федерального округа. Очень важно, что рост отмечается в базовых отраслях промышленности, от которых во многом зависит состояние экономики.
В целом по УФО объем добычи нефти с учетом газового конденсата в прошлом году увеличился на 2,4%, природного газа – на 0,2%, рост производства электроэнергии составил 4,8%, что также свидетельствует о выздоровлении экономики Уральского федерального округа.
Неплохо себя чувствует и такая базовая отрасль как черная металлургия. В 2016 году выплавка стали возросла на 1,2%, а производство готового проката черных металлов – на 0,8%.
Положительные сдвиги есть и в сельском хозяйстве. Отрасль неплохо справляется с задачами по импортозамещению. Общий объем продукции, произведенной сельским хозяйством, увеличился на 1,6%, а продукции животноводства – на 2%. Скота и птицы в живом весе произведено на 3,2% больше, чем в 2015 году, зерновых и зернобобовых культур – на 6,6%, рост производства овощей открытого и закрытого грунта незначительный – он составил 0,7%.
Несмотря на объективные трудности, не могу не отметить рост строительства. Рост в Уральском федеральном округе за 2016 год составил 0,6%. Отмечу, что по России в целом этот показатель сократился на 4,3%.
Постепенно также улучшается финансовое положение предприятий. Совокупный убыток нерентабельных предприятий находящихся на территории Уральского федерального округа за 2016 год уменьшился в 2,6 раза.
Позитивная тенденция есть и в социальной сфере. Уровень зарегистрированной безработицы за прошедший год уменьшился почти на 5%. Если на 1 января 2016 года безработных было 89,5 тысяч, на 1 января 2017 года эта цифра – 84,1 тысячи граждан.
В минувшем году улучшилась криминогенная ситуация в округе.
Уровень преступности в УФО за 2016 год сократился в расчёте на
100 тысяч населения на 10,8%. При этом
почти на 12% снизилось число убийств, на 9,3% – снижение по разбоям, почти на 5%
– по грабежам, на 17,1% – по кражам.
Снижение преступности, я думаю, вы со мной согласитесь, – это важный
фактор улучшения социального самочувствия наших граждан.
Вместе с тем в экономике сохраняются негативные тенденции. Главная из них – падение уровня жизни и потребления. Реальные доходы населения за январь-ноябрь (за 11 месяцев) прошлого года составили 91,1% к аналогичному периоду 2015 года, снизился и розничный товарооборот, он составил всего лишь 92,7%. Оба эти показателя снизились во всех шести субъектах, входящих в Уральский федеральный округ. В пяти из шести субъектов снизилась реальная заработная плата. Ее прирост продемонстрировал только Ямало-Ненецкий автономный округ.
Непростая ситуация сложилась в жилищном строительстве. В 2016 общий объем введенных
площадей по округу составил 79,5%
к уровню 2015 года. Целевого показателя достигла только Тюменская область. Небольшой
прирост ввода жилья отмечен только в Курганской области.
Но все же общая картина в экономике Уральского федерального округа дает основания для оптимизма. Тот рост, который демонстрируют базовые ее отрасли, дает основания предположить, что социальная ситуация в округе в 2017 году улучшится.
На этом хотел бы завершить краткое вступление. Давайте перейдем к традиционной форме нашего общения. Борис Анатольевич, я Вас попрошу, давайте Вы нам поможете.
Константин Чукреев, «Уралинформбюро»
Игорь Рюрикович, позвольте задать Вам два вопроса. Сегодня пресс-конференцию ведет Борис Кириллов, а что случилось с Андреем Перлой?
Андрей Наумович Перла еще в октябре закончил работу помощником полномочного представителя. Я ему благодарен за ту работу, которую он тут проводил. Вместе со мной он стоял у истоков движения «В защиту человека труда» и с его участием это движение развивалось. Сегодня отделения движения есть более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Успешно реализуется на территории Уральского федерального округа проект «Славим человека труда» – конкурс рабочих, а с прошлого года уже и инженерных профессий, в нем принимают участие не только жители Уральского федерального округа, но и других регионов, а также стран бывшего СНГ. Заслуга Андрея Наумовича – и никому другому тут пальму первенства не отдашь – это фестиваль кино «Человек труда», который уже дважды прошел в Челябинске. В этом году мы планируем провести третий такой фестиваль, только перенесли событие с апреля на ноябрь.
В целом все те задачи, которые стояли перед ним, были осуществлены.
Движение «В защиту человека труда» участвовало во всех избирательных кампаниях. Своеобразным венцом стали прошедшие в прошлом году выборы депутатов Государственной Думы. Восемь кандидатов, поддержанных движением «В защиту человека труда», были избраны депутатами Госдумы. В первую очередь, конечно, благодаря избирателям, которые поддержали наших кандидатов. Особенно отмечу Ветлужских Андрея Леонидовича и Балыбердина Алексея Владимировича, которые являются заместителями председателя движения. То доверие, которое им оказали избиратели, уверен, они оправдают.
По прошествии этих избирательных кампаний мы с Андреем Наумовичем поговорили, что, наверное, на второй цикл идти ему неинтересно. Он меня попросил, сказал, что в Севастополе интереснее, можно я поеду. Пожалуйста. Сейчас он работает там, уверен его опыт и профессионализм пригодятся и в городе Севастополе.
Чего вы ожидаете от избирательной кампании губернатора Свердловской области. Каких возможных кандидатов на ней видите?
В Уральском федеральном округе за последние два-три года прошли уже пять избирательных кампаний. Все они прошли в рамках действующего законодательства. У избирателей была возможность сравнить программы разных кандидатов, все кампании прошли без нарушений. Именно такой кампании я ожидаю от Свердловской области.
Пока рано говорить о кандидатах. Избирательная кампания стартует примерно через четыре месяца. Есть определенный круг лиц, которые заявили, что будут участвовать, но обещать – не значит жениться. Может еще не заявятся.
Ульяна Зайкова, Вести Южный Урал
Для Челябинской области сейчас очень серьезная проблема – это проблема с дольщиками, те которые платят за ипотеку, а заехать в жилье не могут. Как решается эта проблема? Если Челябинская область сама не справится, сможете ли вы помочь?
К настоящему времени эта проблема
коснулась
6 393
человек в Уральском федеральном округе. Больше половины из
них – жители Челябинской области. В регионе уже приняты меры по решению вопроса.
Три проблемных дома были сданы в этом году. Остаются 25 домов компании
«Грифлайт». Сейчас решается, кто и как достроит жилье.
На сегодняшний день в Челябинской области утверждена и реализуется «дорожная карта» по возобновлению строительства домов. Десять домов должны быть введены в эксплуатацию в 2017 году и пятнадцать в 2018 году.
Мы держим ситуацию на контроле, если возникнут проблемы, будем включаться и помогать. Наших граждан в этой непростой ситуации один на один с бедой мы ни в коем случае не оставим.
Татьяна Андреева, Область 45
Рассматриваете ли Вы для себя возможность принять участие в выборах губернатора и возглавить какой-то регион?
Нет, не рассматриваю. У меня с 18 мая 2012 года есть поручение от главы государства работать его полномочным представителем в Уральском федеральном округе. Других поручений я не имею, поэтому исполняю то, что надлежит исполнить.
Алина Имамова, ИА ТАСС
2018 год – Год экологии. Не секрет, что Арктическая зона на Ямале требует генеральной уборки. Своими силами идет очистка островов, но остро стоит вопрос очистки заброшенных скважин. По скромным оценкам для их очистки требуется около 80 млрд. рублей. Готовы ли Вы выступить инициатором создания федеральной программы очистки от накопленного ущерба в Арктической зоне РФ?
Действительно, за прошедшие десятилетия освоения Севера накоплено огромное количество разведочных скважин, сейчас уже заброшенных. По информации Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 1962 по 1995 годы на полуострове Ямал пробурено 726 поисковых и разведочных скважин. Они есть на разных землях, на тех которые распределены по недропользованию, остальные на тех, которые не распределены. Для того чтобы региональные и муниципальные власти могли захламленные территории привести в порядок необходимо принять ряд подзаконных актов. Нужно определить, кто имеет право это делать, и на каких законных основаниях.
В настоящее время законом предусмотрено, что органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены правом выявления и ликвидации данных объектов. Но принятые изменения вступят в силу с января 2018 года. Бюджеты региональный и муниципальный должны быть соответствующе сформированы. Отсутствие законных оснований для того, чтобы проводить те или иные экологические мероприятия, не позволят принять эти расходы в бюджет заранее.
Мы держим ситуацию на контроле. Никакая законодательная инициатива не нужна, все уже сделано, остались технические вопросы, которые мы контролируем.
В рамках VIII Невского международного экологического конгресса мы примем участие в круглом столе «Урал: Экология, Инновации». Я благодарен за это Валентине Ивановне Матвиенко за то, что она нас включила в эту программу. Там мы и обсудим проблемы с законодателями и федеральными органами власти, чтобы все подзаконные акты и списки были к сентябрю составлены, а правительство Ямала в свою очередь приняло бюджет, исходя из того, какие территории надо привести в порядок.
Татьяна Волчек, ГТРК «Ямал»
23 января в Москве Вы встречались с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Обсуждались вопросы совершенствования нормативно-правовой базы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Как обстоят дела в Уральском федеральном округе? Есть ли положительные примеры или напротив, все плохо?
Во всех регионах Уральского федерального округа приняты долгосрочные региональные программы капремонта на 30 лет, но в тоже время есть краткосрочные планы и на 1-3 года. Вся нормативно-правовая база в субъектах приведена в соответствие с Федеральным Законодательством. По нормативке все в порядке, хотя определенная подстройка тут необходима. Надо заметить, что программа капремонта в наших субъектах стартовала не одномоментно, сначала программа стала действовать в Югре, последним был Ямал.
Когда началась реализация программы капремонтов, предполагалось, что основной проблемой будет именно формирование денежных средств в фондах капремонта. Были опасения, что граждане не будут вносить денежные средства и ремонтировать будет не на что. Но оказалось, что проблема как раз не в этом.
На 1 января 2017 сбор средств составил почти 80%. Лидером в сборе средств является Курганская область (84,6%), немногим меньше у Свердловской области (83,9%), значительно хуже обстоят дела в Челябинской области (71,4%). Эту тему мы начали обсуждать не только на встрече с законодателями, но еще раньше на Совете по местному самоуправлению, который провели в ноябре прошлого года. Интересно, что те средства, которые были собраны к октябрю 2016 года, были использованы лишь на 50%. Даже то, что собрали, не могут использовать – это проблема.
Другая проблема – качество ремонта, в том числе материалов, которые применяются. Проблема подрядчиков, – выигрывают конкурс и привлекают кучу субподрядчиков. Отмечались факты, когда капитальный ремонт проводился в домах, которые находятся в списке домов в аварийном состоянии и готовятся к сносу. Это вопиющие случаи и виновные, допустившие эти нарушения, понесут уголовную ответственность.
На сегодняшний день по реализации капремонтов лидирует Югра, хуже обстоят дела в Курганской и Тюменской областях. Сама программа необходима. Мы должны признать, что средств у государства на капремонты нет, их нужно собирать. После того, как они будут собраны, ими нужно будет грамотно распорядиться так, чтобы люди видели, что их деньгами распорядились грамотно и эффективно – вот это главная задача. Но мы видим, что не всегда и не везде она выполняется.
Конечно, важно наладить эффективный контроль за капремонтом, особенную роль тут выполняют муниципальные власти, также важно привлекать общественность.
Мы убедились в действенности общественного контроля при реализации нескольких проектов совместно с администрацией Нижнего Тагила. В рамках поручения главы государства были реализованы семь-восемь программ (Чистый город, Светлый город, замена дорог и лифтов, ремонт Драматического театра, строительство ФОКа). Везде был использован такой инструмент как общественный контроль, все эти объекты действуют, театр отремонтирован, ФОК функционирует. Поэтому в части капитального ремонта тоже важно наладить общественный контроль. Граждан с активной позицией у нас достаточно много, они присутствуют в каждом многоквартирном доме, где проходит ремонт.
Еще одну цифру назову, на территории Уральского федерального округа свыше 67 тысяч многокварирных домов. В своем вопросе вы упомянули о моей встрече с членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, мы обсуждали три вопроса, но именно этот вопрос вызвал особо оживленное обсуждение.
Мы понимаем, что у нас большая страна, субъекты очень отличаются по своим ресурсам и возможностям. Когда встает вопрос, сколько нужно платить за капитальный ремонт, возникают разные суммы – от 1,5 рублей до 15-18. Можно, конечно, это списать на разные возможности субъектов, но есть оценка экспертов. Ниже 8,5 рублей эта сумма быть не может. Там, где собирается по два рубля, надо понимать, что эффективного ремонта не будет. Думаю, что нужно на законодательном уровне закрепить определенный минимум и максимум. Именно об этом с представителями законодательных органов власти мы и говорили, и они эти проблемы хорошо понимают.
Андрей Старцев, Kurgan.ru
Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с телекомпанией «Ермак». Увидим ли мы еще в эфире окружное телевидение?
То, что телеканал «Ермак» возобновит свою работу, у меня сомнений не вызывает. Это востребованный ресурс, который интересен для многих жителей округа, у него есть свой зритель. Те трудности, которые «Ермак» переживает, связаны с экономическими проблемами. Конечно, аппарат полномочного представителя всегда эту телекомпанию поддерживал, но она никогда не была на бюджетном финансировании. Это коммерческий проект.
Определенную роль в судьбе канала сыграли те трудности, которые на сегодняшний день существуют на рынке рекламы. К трудностям, вызванным кризисными явлениями, добавился предстоящий переход на цифровое телевещание. «Ермак», как и большинство региональных телеканалов, не попал в первый обязательный мультиплекс. Сегодня надо выстраивать новые схемы взаимодействия с заинтересованными сторонами, но первостепенная задача – это рассчитаться по зарплате, что в ближайшее время произойдет. Та задолженность, которая существует, должна быть ликвидирована.
На сегодняшний день есть несколько вариантов возобновления работы телекомпании, сейчас надо просто выбрать наиболее эффективный из них. Когда все консультации по этому вопросу закончатся, в обозримой перспективе канал возобновит работу.
Полина Дикушина, РИА «ФедералПресс»
За последнее время Вы провели ряд консультаций с представителями политических партий, встречались с «Единой Россией», лидером свердловских «справедливороссов» Александром Бурковым. Расскажите, как прошли эти встречи. Можно ли сказать на этом фоне о начале подготовки в Уральском федеральном округе к выборам Президента РФ?
Начну с последней части вопроса. Действительно, меньше года осталось до выборов Президента. Определенная подготовка в этом направлении ведется. В зависимости от того, как пройдут выборы в сентябре 2017 года, сложится либо благоприятный, либо не благоприятный фон для президентской кампании. С этой точки зрения мы, конечно, внимательно за ними будем наблюдать, чтобы никакого нарушения законодательства не происходило, чтобы те граждане, которые изъявят желание придти на выборы в сентябре этого года и в марте следующего, чтобы они могли все высказать свое мнение.
Есть вопросы к избирательным комиссиям, когда люди приходят на свои участки готовые отдать голос за того или иного кандидата, и вдруг те приборы, которые раз в году работают и называются коибами, все остальные дни они, наверное, тестируются с определенной периодичностью, перестают работать. Тут должна быть персональная ответственность тех людей, кто за работу таких приборов отвечает.
Теперь о взаимодействии с различными политическими партиями и представителями этих партий. У нас есть площадка, называется она Совет политических партий при полномочном представителе, на которой мы постоянно общаемся с представителями политических партий, парламентских и непарламентских. Как минимум дважды в год мы проводим общее заседание этого Совета, в июне после страта кампании и в октябре для подведения итогов Единого дня голосования. Между этими заседаниями Совета общение не прекращается.
Что касается «Единой Росии», после Единого дня голосованная 2016 года партия переформатировала свою работу в УФО. Раньше на территории округа было только три Межрегиональных координационных совета (МКС). Один из них включал только уральские регионы (Тюменскую область, Югру и Ямал), два других захватывали сопредельные федеральные округа. По просьбе руководителя МКС я принимал участие в установочных Советах, после Единого дня голосования таких МКС стало два. Первый включает Тюменскую область, Югру, Ямал и Свердловскую область, второй МКС - Курганская и Челябинская области. По просьбе руководителя МКС 3 и 9 февраля совместно со всеми губернаторами за исключением Губернатора Свердловской области мы приняли участие в заседаниях МКС. Кроме чисто технических вопросов по формированию комиссий обсуждался вопрос о том, что депутатам Государственной Думы, Заксобраний и городских дум необходимо выполнять те наказы избирателей, которые они получили перед выборами.
Очень правильно, что в этих МКС принимали участие губернаторы, потому что именно региональные бюджеты формируют те или иные социальные программы, а формировать их нужно на базе того, что сегодня нужно людям. А кто лучше кандидата, который в режиме ежедневного общения получал наказы избирателей, знает потребности населения?
Был весьма содержательный диалог, были названы конкретные суммы, которые будут выделены на реализацию того или иного проекта «Единой России», но это не чисто партийные проекты, а проекты, направленные на улучшение качества жизни наших граждан, и в них участвуют органы исполнительной власти.
Да, недавно прошла встреча с лидером отделения «Справедливой России» в Свердловской области Александром Бурковым. Отмечу, что он является координатором «Справедливой России» не только на Среднем Урале, но и в Тюменской области, и ХМАО. Мы поговорили о тех вещах, которые партия «Справедливая Россия» будет реализовывать в рамках своих программ на территории этих трех субъектов.
Также обсудили тему капитальных ремонтов. Для общения с любыми политическими силами я готов, открыт, будут обращаться, по возможности графика буду встречаться с любыми представителями. Они такие же наши граждане, пусть у них другие политические взгляды, но это наши граждане.
Тимур Хакимов, Газета «Тюменская область сегодня»
Игорь Рюрикович, прозвучали оптимистичные цифры по экономике в целом, а что Вы можете сказать об инвестиционной привлекательности Уральского федерального округа. Есть ли положительные изменения?
Общий объем инвестиций в основной капитал за девять месяцев (остальные данные Росстат пока не дал) составил 1 трл. 958 млрд. Это цифры за три квартала, по итогам года цифра выше. Это 21% от общероссийского показателя инвестиций в капитал. УФО занимает по этому показателю второе место среди федеральных округов Российской Федерации.
Надо быть объективными, основные инвестиции происходят в нефтегазодобывающих регионах. ЯНАО – 754 млрд., Югра – 570 млрд., для сравнения: объем инвестиций в Курганской области составил 17,5 млрд. Тем не менее, темп роста объема инвестиций в основной капитал в Уральском федеральном округе за три квартала составил 116,7%, общероссийский показатель – 97,7%. Такая ситуация сохраняется на протяжении нескольких лет. Хотелось бы, конечно, чтобы больше инвестиций привлекали и Курганская, и Челябинская, и Свердловская, и Тюменская области, но пока инвестируют в основном в капитал нефтегазовых регионов.
Что в нынешней ситуации делают власти регионов, чтобы повысить качество жизни населения?
Сегодня я привел много цифр. Мы видим, что рост по определенным экономическим параметрам есть. Если бы власти регионов никак на экономические процессы не влияли, показатели, боюсь, были бы несколько хуже. Мы видим результат совместной работы финансово-промышленных групп и региональных властей.
Невозможно достичь роста ни в сельском хозяйстве, ни в металлургии, ни в добыче нефти и газа без содействия со стороны региональной власти. Понимаете, если документы не будут оформлены вовремя, все процессы затянутся, замечу, что немало документов в нефтегазовой отрасли оформляется именно региональными властями.
Дмитрий Немытов, ГТРК «Вести-Урал»
Ваше отношение к транспортной реформе в Екатеринбурге и ее переносу?
Изменение транспортной схемы пассажирских перевозок, даже в таком крупном муниципалитете как Екатеринбург, – не входит в компетенции полномочного представителя. Это сфера ответственности муниципалитета.
Другое дело, что, к сожалению, в Свердловской области есть тенденция придавать чисто техническим вопросам политическую окраску. Вот это неправильно, такого происходить не должно.
Конечно, муниципалитетом были допущены нарушения – не были проведены общественные слушания, возможно, реформа была не очень хорошо подготовлена. Но это, повторюсь, зона ответственности муниципальных властей. Не надо давать лишние поводы, чтобы технические вопросы были источником политических спекуляций.
То, что нужно менять транспортную схему в Екатеринбурге, очевидно. В городе постоянные пробки. Вызваны они, прежде всего, тем, что в 70% автомобилей едет только водитель. Почему он это делает? Наверное, потому что его не удовлетворяет качество общественного транспорта.
При проведении транспортной реформы нельзя сбрасывать со счетов частных перевозчиков. Малому и среднему бизнесу тоже должна быть выделена ниша в этой транспортной схеме. Другое дело, что качество услуг должно быть одно, что у государственного транспорта, что у частного.
Наши граждане, садясь в автобус, должны быть уверены, что этот транспорт прошел ежедневный технический осмотр, резина соответствует погодным условиям, водитель прошел медосвидетельствование и он довезет его из точки А в точку Б, не нарушая правил дорожного движения.
Сама по себе проблема есть, нельзя ее политизировать – это технический вопрос.
Андрей Горбунов, газета «Комсомольская правда»
Вы рассказали нам об успехах, достигнутых в Уральском федеральном округе за прошлый год, какова в них заслуга полномочного представителя Президента и его аппарата? Что бы Вы ответили тем, кто считает, что полпредство – декоративный орган и ничего не решает?
Одна из основных задач аппарата полномочного представителя – контроль за исполнением указов и поручений главы государства. По состоянию на 1 января 2015 года на контроле аппарата полпреда Президента в Уральском федеральном округе состояло 266 указаний и поручений главы государства, из них 51 – на исполнении самим полпредом, 228 – на контроле (поручения высшим должностным лицам и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации) 13 на соисполнении с главами субъектов.
На 1 января 2016 года эта цифра стала 308, из них 52 – на исполнении, 256 – на контроле. На 1 января 2017 года таких поручений уже 401, из них – 60 полномочному представителю, 360 – на контроле и 9 на соисполнении. За январь с контроля снято пять указов и поручений главы государства, тем не менее, на 1 февраля 2017 года таких указаний и поручений стало 430.
Что такое исполненное указание или поручение главы государства? Могу привести в пример создание Многофункциональных центров по предоставлению госуслуг. Охват населения должен составлять не менее 90% от числа граждан, проживающих в том или ином субъекте Уральского федерального округа. На 1 января 2016 года пять из шести субъектов этот показатель выполнили, в отстающих была Курганская область, поручение оставалось на контроле. За первый квартал 2016 года они путем открытия дополнительного МФЦ и окон достигли нужного показателя, поручение снято с контроля.
Также было поручение по созданию в региональных и муниципальных органах власти комиссий с полномочиями по соблюдению антикоррупционного законодательства. Такие комиссии были созданы во всех регионах и муниципальных образованиях. Мы проконтролировали, как эти комиссии работают, провели совещание по итогам третьего квартала 2015 года, увидели, что комиссии трудятся с разной степенью результативности. В Челябинской области по результатам за третий квартал 2015 года проверок сведений госслужащих о доходах было проведено 1387. По итогам проверок выявлено 17 случаев нарушений.
Для сравнения, в Свердловской области за тот же период было проведено 80 проверок и выявлено 67 фактов предоставления недостоверных сведений. В Тюменской области – 59 проверок, 44 нарушения.
По итогам мы сделали внушение органам Челябинской области, у них практически в два раза снизилось количество проверок, но эффективность пока не повысилась. То же касается муниципальных органов власти, не все созданные комиссии работают эффективно, потому что всех огульно проверять смысла нет. Тем не менее, сведения о том, что тот или иной чиновник живет не по средствам, находятся в свободном доступе. Проверки должны быть именно в тех случаях, когда есть факторы риска, есть угрозы, когда мы понимаем что, если мы этого человека проверим, обязательно что-то найдем. Так была построена работа в Тюменской и Свердловской областях и дала свои результаты.
Следующее важное направление – обеспечение деятельности приемных Президента Российской Федерации. В 2016 году в приемных Президента Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, проведено 366 личных приемов, в общей сложности принято почти 2000 граждан. Сотрудниками общественных приемных была проведена большая разъяснительная работа по поводу того, что каждый может обратиться в государственные органы власти. Все 2 000 граждан получили решения по своим вопросам, с которыми они обратились. Я не скажу, что по всем вопросам они правомерно обратились, где-то им даны были разъяснения, что все происходит в рамках действующего законодательства, претензии не всегда правомерны.
По результатам приемов региональные и муниципальные служащие виновные в том, что не решали вопросы наших граждан, которые правомерно задавались, были либо уволены, либо привлечены к той или иной дисциплинарной ответственности.
Для нас приоритетным является развитие Арктической зоны, в рамках подготовки к работе Арктической комиссии, которая состоится в конце марта этого года в Архангельске, у нас запланирована выездная коллегия военно-промышленной комиссии, где мы будем говорить о предприятиях ВПК, о той технике, которая будет востребована в нашем арктическом регионе.
На 13 марта у нас запланировано совещание с моим коллегой в Сибирском федеральном округе, мы его проведем в Новосибирске. В СФО уже подготовлен каталог товаров и услуг, производимых в СФО, который может быть востребован для освоения Арктики. Аналогичный каталог мы завершаем. По результатам нашего общения мы возможно сделаем совместный доклад на Арктической комиссии, такое поручение было от Дмитрия Олеговича Рогозина на прошлой Арктической комиссии.
Достаточно много задач стоит, нужно не просто контролировать исполнения поручений, но и понимать, какие проблемы возникают при исполнении этих указаний и поручений. Носят ли они системный характер или действуют субъективные факторы? Когда пять субъектов исполняют поручения, а шестой нет, мы понимаем, что тут речь идет о субъективных факторах, а когда трудности испытывают все, значит есть объективные причины, нужно разбираться. Такая работа ведется в ежедневном режиме.
Алсу Хайретдинова, Газета «Красный Север»
Спасти моногорода, по Вашему мнению, могут ТОРы? Они, как известно, создаются под конкретных инвесторов. Насколько привлекательные уральские моногорода для иностранных инвесторов? Сколько уже найдено инвесторов для Уральских моногородов? Чего не хватает, чтобы ускорить экономический подъем этих территории?
Проблема моногородов звучит в самом названии. Это действительно проблема, когда социально-экономическая ситуация в городе зависит от одного градообразующего предприятия. Здорово, если оно имеет долгосрочную перспективу на несколько десятков лет вперед, все счастливо живут и трудятся, но, к сожалению, таких примеров единицы, если они вообще есть.
Экономике любого города легче стоять на двух-трех ногах, не опираясь только на одно предприятие, развивая параллельно другие отрасли.
Есть постановление, что Краснотурьинск в Свердловской области – пилотный проект по ТОРам. Богословский алюминиевый завод лихорадило в 2011–2013 годах, проблемы понятны – не была вовремя произведена замена старого оборудования на новое. Тем не менее, на его основе создан Богословский индустриальный парк, по моим данным там должно появиться шесть резидентов. Дай Бог, чтобы у них все получилось! Минимальный порог инвестиций 5 млн., а налоговые льготы достаточно серьезные, бесплатное подключение к источникам энергии. Главное, чтобы все заработало.
В Челябинской области в городе Усть-Катаве реализуется проект по строительству теплиц, горнолыжный комплекс. В трех городах РОСАТОМА (Трехгорный, Снежинск, Озерск) подготовлены порядка 30 проектов с общим объемом инвестиций в15 млрд. рублей, предполагающие создание более 3 000 рабочих мест.
Совещание по развитию ТОРов на закрытых территориях РОСАТОМА мы еще в 2015 году проводили в Озерске с нынешним замглавы Администрации Президента Российской Федерации Сергеем Владиленовичем Кириенко. Мы обсуждали возможность ввода программы ТОРов именно для городов РОСАТОМА. Главам муниципалитетов ставилась задача генерировать идеи, которые позволят малому и среднему бизнесу зайти на их территории и развивать то или иное производство.
Конечно, чтобы войти в программу по Территориям опережающего развития, муниципалитетам нужно создать у себя определенные условия. То есть, это задача муниципалитетов, а координируют их работу региональные органы власти. Но, в первую очередь, должна работать муниципальная власть, держать у себя существующий малый и средний бизнес и дополнительно еще со стороны затаскивать.