Официальные ресурсы

Контрольно-аналитическое мероприятие по вопросам исполнения законодательства и решений Главы государства, направленных на повышение эффективности отечественного производства плодоовощной продукции

2 декабря 2016 Распечатать
По поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведено контрольно-аналитическое мероприятие по вопросам исполнения законодательства и решений Главы государства, направленных на повышение эффективности отечественного производства плодоовощной продукции

В субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, сформирован агропромышленный комплекс, важным сектором которого является производство плодоовощной продукции и картофеля. Необходимо отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре вследствие неблагоприятных природно-климатических условий Крайнего Севера отрасль растениеводства получила слабое развитие.

Тем не менее органами государственной власти сформирована и продолжает совершенствоваться региональная нормативная правовая база, регулирующая вопросы укрепления продовольственной безопасности регионов и оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

В рамках реализации законодательства органами исполнительной власти предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение продовольственной безопасности.

Организовано информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка основных видов социально значимых продовольственных товаров, произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории субъектов Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

Оценивается обеспеченность населения субъектов Российской Федерации основными видами сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Организовано формирование продовольственных балансов субъектов Российской Федерации. Так, по данным статистики, на территории Уральского федерального округа в 2015 году использование картофеля соответствовало имеющимся ресурсам (с учетом запасов на начало года, производства, ввоза) и составило 4 046,0 тыс.тонн. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении овощей и фруктов, баланс использования которых равен имеющимся ресурсам и соответственно составляет 1 568,6 и 838,8 тыс.тонн.

В структуре ресурсов личное потребление в среднем по Уральскому федеральному округу достигает 31,1 процента по картофелю, 70,5 процента по овощам и 93,3 процента по фруктам и ягодам.

Потери составили: по картофелю – 6,11 процента, по овощам – 2,66 процента, по фруктам – 0,29 процента.

Одним из важных направлений государственной политики в сфере производства плодоовощной продукции является недопущение ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.

С целью сдерживания роста цен в субъектах Российской Федерации организуются продовольственные ярмарки, создаются дополнительные торговые площадки для реализации сельскохозяйственной продукции напрямую, минуя посредников.

Во всех субъектах Российской Федерации в рамках задач, определенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, проводится мониторинг цен по всей цепочке их формирования - от сельскохозяйственных товаропроизводителей до розничной торговли.

В основном цены на плодоовощную продукцию в 2012 - 2016 годах   росли в пределах уровня инфляции, но темп их роста превышал темп роста денежных доходов населения. Кроме того, имели место пиковые периоды ускоренного роста цен, в которые динамика индекса цен на плодоовощную продукцию превышала уровень инфляции в 2 - 3 раза.

Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, включающие меры государственной поддержки сельхозпроизводителей, с общим объемом финансирования порядка 2,1 млрд.рублей.

В том числе такие меры господдержки, как:

субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями;

возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития семенного картофеля и овощей открытого грунта и другие.

Указанные меры способствовали устойчивому росту производства в 2012 -2015 годах плодоовощной продукции и картофеля. Так, в указанном периоде производство картофеля в Уральском федеральном округе увеличилось на 21,3 процента, овощей – на 3,0 процента, плодов и ягод – на 32,8 процента и соответственно составило 2534, 742,23 и 90,41 тыс.тонн.

Несмотря на позитивную динамику увеличения производства отечественной плодоовощной продукции, дефицит местного производства овощей и фруктов относительно потребления составил 30,6 и 78,2 процента, или 337,8 и 611,6 тыс.тонн соответственно.

Покрытие дефицита обеспечено за счет ввоза плодоовощной продукции из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа. В 2015 году на территорию округа было ввезено 59,7 тыс.тонн картофеля, 463,6 тыс.тонн овощей, 615,4 тыс.тонн фруктов и ягод.

О проблемных вопросах исполнения законодательства и решений Главы государства, направленных на повышение эффективности отечественного производства плодоовощной продукции, проинформировано Контрольное управление Президента Российской Федерации.