Официальные ресурсы

Анализ реализации федеральных инициатив по реформе пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом

21 октября 2016 Распечатать
Контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проведено контрольно-аналитическое мероприятие по вопросам исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по обеспечению перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении

На паритетных условиях с субъектами Российской Федерации ОАО «РЖД» созданы пригородные пассажирские компании. На территории Уральского федерального округа пригородные перевозки осуществляют: ОАО «Свердловская пригородная компания» (в Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Курганской и Челябинской областях), ОАО «Башкортостанская пригородная компания» (в Челябинской области) и ППК ОАО «Содружество» (Свердловская область). На территории Свердловской области на сообщении «Унь – Кузино» и «Шаля – Кордон» перевозки осуществляет также ОАО «Пермская пригородная компания».  В Ямало-Ненецком автономном округе пригородное пассажирское сообщение железнодорожным транспортом не осуществляется.

В 2016 году на территории Уральского федерального округа действовало 399 маршрутов общей протяженностью 39 285 километров. Это на 18 маршрутов и 1 993 километра больше, чем в 2014 году.

Соответствующие параметры регионального заказа по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородом сообщении определены в рамках комплексных планов транспортного обслуживания, утвержденных в 2016 году органами исполнительной власти пяти регионов федерального округа, формирующих региональный заказ.

При этом количество отправленных пассажиров и пассажирооборот в 2015 году составили соответственно 20 610 196 пассажиров и 1 115 880 190 пассажиро-км.

В рамках Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлены экономически обоснованные уровни тарифов на услуги пригородных пассажирских компаний и тарифы, оплачиваемые пассажирами.

Экономически обоснованный уровень тарифа на 2016 год составил от 2,23 рубля за пассажиро-км, установленный в Тюменской области для ОАО «СПК», до 3,95 рубля за пассжиро-километр, утвержденный в Свердловской области для АО «Содружество».

Региональными нормативными правовыми актами предусмотрена компенсация из бюджетов субъектов Российской Федерации выпадающих доходов пригородных компаний, возникших в результате установления органами тарифного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении на железнодорожном транспорте в размерах меньших, чем их экономически обоснованный уровень.

В 2014 году подписаны соглашения о возмещении задолженности перед пригородными пассажирскими компаниями за прошлые периоды по 2013 год включительно: Курганской областью – о погашении задолженности за 2011 - 2013 годы в размере 284,7 млн.рублей; Свердловской областью – о погашении задолженности за 2012 - 2013 годы в размере 44,75 млн.рублей; Челябинской областью – о погашении задолженности за 2013 год в размере 6,5 млн.рублей; ХМАО – Югрой о погашении задолженности за 2011 - 2013 годы в размере 4,95 млн.рублей в текущем году.

Всего региональными органами власти пассажирским компаниям за 2010-первое полугодие 2016 г. выплачено 7,3 млрд.рублей субсидий.

Объем финансирования из бюджетов всех уровней затрат пригородных пассажирских компаний на перевозку льготников в 2016 году составил более 198 млн.рублей, в том числе компенсация из федерального бюджета на перевозку федеральных льготников - порядка 110 млн.рублей.

Региональными бюджетами выплачены субсидии на компенсацию части потерь в доходах пригородных пассажирских компаний в связи с установлением льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для школьников – более 69 млн.рублей, для пенсионеров – более 15 млн.рублей, для детей от 5 до 7 лет – более 0,5 млн.рублей, для садоводов – более 2,5 млн.рублей.

ОАО «РЖД» совместно с пригородными пассажирскими компаниями ведется работа по повышению качества обслуживания пассажиров. В регионах развивается пригородная пассажирская инфраструктура (на станциях как альтернатива билетным кассам установлены терминалы самообслуживания, внедрено мобильное приложение «Пригород» для оформления электронных проездных документов и предоставления справочной информации для пассажиров, введена новая переносная контрольно – кассовая техника МК-35к, которая позволяет осуществлять постанционное оформление билетов; возможность передачи данных «онлайн» о проданных билетах; оформление билетов с помощью транспортных карт; высокая скорость оформления билета).

Обновляется подвижной состав, развиваются межрегиональные (с 30 июля 2016 г. маршрут поезда № 6212 сообщением Челябинск – Каясан по выходным дням продлен до ст. Шумиха (смежный с Курганской областью), пригородные (с января 2016 г. назначены 4 новых маршрута «Ласточки»: сообщением Екатеринбург-Пасс. – Нижний Тагил, Екатеринбург-Пасс. – Каменск-Уральский) и городские (запущена городская электричка в городе Тюмени) маршруты железнодорожного транспорта.

Инвестиции пригородных пассажирских компаний на территории Уральского федерального округа в 2015 году выросли на 61 процент. В основном инвестиции направлялись на создание автоматизированной системы управления пассажирской пригородной компанией и системы для автоматического подсчета пассажиров.

С 2013 года отмечается снижение количества обращений граждан по вопросам, связанным с работой пригородного железнодорожного транспорта (с 1351 до 555). Анализ обращений, поступивших в ОАО «СПК», свидетельствует о том, что наибольший интерес для граждан представляют вопросы проезда льготных категорий, оформления и возврата билетов, работы терминалов, применения правил перевозки багажа, а также графика движения поездов.

О проблемных вопросах реализации реформы железнодорожного транспорта в части пригородных пассажирских перевозок, а также о предложениях органов власти и пригородных пассажирских компаний  проинформировано Контрольное управление Президента Российской Федерации.