В работе Совета принял участие начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Юрий Турыгин, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, заместитель вице-президента Фонда «Центр стратегических разработок» Ольга Гай, руководитель Центрального исполнительного комитета Всероссийского совета местного самоуправления Светлана Романова, заместители губернаторов регионов Уральского федерального округа, а также главы муниципальных образований округа.
В ходе заседания обсуждался вопрос об участии муниципальных образований в реализации проекта «Комфортная городская среда» и конкурсе «Исторические поселения и малые города». Кроме того, рассматривались задачи по совершенствованию муниципального контроля.
Открывая заседание Совета, Николай Цуканов отметил, что местное самоуправление – важнейший институт власти. Его правовой статус определен Конституцией России и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако законодательная база местной власти пока далека от совершенства.
За время действия 131-го закона в него внесено свыше 140 поправок. Далеко не всегда они отвечали его концепции и духу. Это касается структуры органов местного самоуправления и особенно их наделения дополнительными полномочиями. Нередко новые полномочия не подкреплялись источниками финансирования. В ряде случаев муниципалитеты лишались финансовой базы даже для существующих полномочий.
«Между тем местное самоуправление – самый близкий к людям уровень власти. Именно отсюда лучше видны те ожидания, заботы и проблемы, которые не всегда заметны с регионального и федерального уровня.
Скажу больше – оценка гражданами власти в целом во многом зависит от муниципалитетов. Общественно-политическая стабильность в территориях, отношение к проводимому в стране курсу, результаты выборов отражают качество работы местной власти.
Все это полностью относится к реализации майского указа Президента, Послания Главы государства Федеральному Собранию. Речь идет о кардинальном повышении уровня и качества жизни людей», – сказал Николай Цуканов.
Обращаясь к участникам Совета, полномочный представитель Президента России отметил, что вопрос формирования комфортной городской среды стал сегодня государственным приоритетом. В городах проживает 74,6% населения России (в УФО этот показатель составляет более 81%). «От состояния городской среды во многом зависит здоровье и благополучие большинства населения, демографическая ситуация и социальный климат в стране», – сказал полномочный представитель.
Н.Цуканов напомнил, что на федеральном уровне приняты соответствующие решения по развитию городской среды, в том числе утвержден национальный проект «Жилье и городская среда», согласно которому к 2024 году повышение индекса качества городской среды должно составить 30%, а число городов с неблагоприятной средой сокращено в 2 раза. Только из федерального бюджета на реализацию проекта планируется направить почти 270 млрд.рублей.
Полпред подчеркнул, что проект уникален: жители могут самостоятельно выбирать объекты для благоустройства. По результатам опросов общественного мнения, проходивших в городах УФО в прошлом году 18 марта, было выбрано 187 проектов благоустройства.
«Проект «Комфортная городская среда» – отличный шанс для городов получить федеральное финансирование на решение насущных проблем. Особенно важно это для небольших городов со скромными бюджетами. Вместе с тем возможность используется далеко не всегда», – отметил полномочный представитель. К примеру, на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в 2018 году из УФО поступило только 34 заявки (победителем в конкурсе стал г.Верхняя Тура Свердловской области).
Помимо участия в целевых проектах необходима ежедневная работа местных органов власти, направленная на формирование комфортной городской среды. Это и уборка снега, и наведение чистоты, и поддержание дорог в нормальном состоянии, сказал полпред. «Последовательно, шаг за шагом, муниципальным властям необходимо приводить в порядок наши города и села», - отметил полпред.
Еще одна важная функция органов местного самоуправления – муниципальный контроль в части исполнения местного бюджета, обеспечения сохранности автодорог, использования особо охраняемых природных территорий, лесного и земельного контроля, благоустройства населенных пунктов.
В 2018 году органами муниципального контроля в УФО проведено более 4 000 проверок, в 1 600 случаях выданы предписания об устранении нарушений либо возбуждены административные производства. Рассмотрено свыше 400 административных производств, на виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму свыше 12 млн.рублей.
Вместе с тем отмечен ряд недостатков в этой работе. Это, в частности, неполнота правового регулирования контрольной деятельности на местном уровне, проведение проверок при отсутствии оснований и невыполнение плановых проверок без объективных причин.
Кроме того, не всегда осуществляется контроль за исполнением ранее выданных предписаний и не привлекаются к ответственности лица, не исполнившие предписания в установленные сроки. В ряде случаев материалы контроля не направляются в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Также не во всех муниципалитетах приняты ежегодные программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Эффективность работы по взысканию административных штрафов в регионах УФО значительно различается. К примеру, в Челябинской области этот показатель в 2018 году составил 79,8% от общей суммы штрафов, в ХМАО – Югре – 67,%, в Курганской области – 25,2%.
По итогам заседания сформулирован ряд решений.