Официальные ресурсы

Совет по вопросам развития местного самоуправления

18 апреля 2019 Распечатать
Сегодня под председательством Николая Цуканова состоялось заседание Совета по вопросам развития местного самоуправления при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
Совет по вопросам развития местного самоуправления

В работе Совета принял участие начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Юрий Турыгин, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, заместитель вице-президента Фонда «Центр стратегических разработок» Ольга Гай, руководитель Центрального исполнительного комитета Всероссийского совета местного самоуправления Светлана Романова, заместители губернаторов регионов Уральского федерального округа, а также главы муниципальных образований округа.

В ходе заседания обсуждался вопрос об участии муниципальных образований в реализации проекта «Комфортная городская среда» и конкурсе «Исторические поселения и малые города». Кроме того, рассматривались задачи по совершенствованию муниципального контроля.

Открывая заседание Совета, Николай Цуканов отметил, что местное самоуправление – важнейший институт власти. Его правовой статус определен Конституцией России и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако законодательная база местной власти пока далека от совершенства.

За время действия 131-го закона в него внесено свыше 140 поправок. Далеко не всегда они отвечали его концепции и духу. Это касается структуры органов местного самоуправления и особенно их наделения дополнительными полномочиями. Нередко новые полномочия не подкреплялись источниками финансирования.  В ряде случаев муниципалитеты лишались финансовой базы даже для существующих полномочий.

Совет по вопросам развития местного самоуправления

«Между тем местное самоуправление – самый близкий к людям уровень власти. Именно отсюда лучше видны те ожидания, заботы и проблемы, которые не всегда заметны с регионального и федерального уровня.

Скажу больше – оценка гражданами власти в целом во многом зависит от муниципалитетов. Общественно-политическая стабильность в территориях, отношение к проводимому в стране курсу, результаты выборов отражают качество работы местной власти.

Все это полностью относится к реализации майского указа Президента, Послания Главы государства Федеральному Собранию. Речь идет о кардинальном повышении уровня и качества жизни людей», – сказал Николай Цуканов.

Обращаясь к участникам Совета, полномочный представитель Президента России отметил, что вопрос формирования комфортной городской среды стал сегодня государственным приоритетом. В городах проживает 74,6% населения России (в УФО этот показатель составляет более 81%). «От состояния городской среды во многом зависит здоровье и благополучие большинства населения, демографическая ситуация и социальный климат в стране», – сказал полномочный представитель.

Н.Цуканов напомнил, что на федеральном уровне приняты соответствующие решения по развитию городской среды, в том числе утвержден национальный проект «Жилье и городская среда», согласно которому к 2024 году повышение индекса качества городской среды должно составить 30%, а число городов с неблагоприятной средой сокращено в 2 раза. Только из федерального бюджета на реализацию проекта планируется направить почти 270 млрд.рублей.

Совет по вопросам развития местного самоуправления

Полпред подчеркнул, что проект уникален: жители могут самостоятельно выбирать объекты для благоустройства. По результатам опросов общественного мнения, проходивших в городах УФО в прошлом году 18 марта, было выбрано 187 проектов благоустройства. 

«Проект «Комфортная городская среда» – отличный шанс для городов получить федеральное финансирование на решение насущных проблем. Особенно важно это для небольших городов со скромными бюджетами. Вместе с тем возможность используется далеко не всегда», – отметил полномочный представитель. К примеру, на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в 2018 году из УФО поступило только 34 заявки (победителем в конкурсе стал г.Верхняя Тура Свердловской области).

Помимо участия в целевых проектах необходима ежедневная работа местных органов власти, направленная на формирование комфортной городской среды. Это и уборка снега, и наведение чистоты, и поддержание дорог в нормальном состоянии, сказал полпред. «Последовательно, шаг за шагом, муниципальным властям необходимо приводить в порядок наши города и села», - отметил полпред.

Еще одна важная функция органов местного самоуправления – муниципальный контроль в части исполнения местного бюджета, обеспечения сохранности автодорог, использования особо охраняемых природных территорий, лесного и земельного контроля, благоустройства населенных пунктов.

Совет по вопросам развития местного самоуправления

В 2018 году органами муниципального контроля в УФО проведено более 4 000 проверок, в 1 600 случаях выданы предписания об устранении нарушений либо возбуждены административные производства. Рассмотрено свыше 400 административных производств, на виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму свыше 12 млн.рублей.

Вместе с тем отмечен ряд недостатков в этой работе. Это, в частности, неполнота правового регулирования контрольной деятельности на местном уровне, проведение проверок при отсутствии оснований и невыполнение плановых проверок без объективных причин.

Кроме того, не всегда осуществляется контроль за исполнением ранее выданных предписаний и не привлекаются к ответственности лица, не исполнившие предписания в установленные сроки. В ряде случаев материалы контроля не направляются в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Также не во всех муниципалитетах приняты ежегодные программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Эффективность работы по взысканию административных штрафов в регионах УФО значительно различается. К примеру, в Челябинской области этот показатель в 2018 году составил 79,8% от общей суммы штрафов, в ХМАО – Югре – 67,%, в Курганской области – 25,2%.

По итогам заседания сформулирован ряд решений.