1 ноября 2018 года полномочный представитель Президента Российской Федерации Николай
Цуканов провел окружное совещание «Экологические риски для здоровья
населения в субъектах Российской Федерации: виды, актуальные проблемы и
практика управления».
В совещании приняли участие Министр
природных ресурсов РФ Дмитрий Кобылкин, Главный государственный санитарный врач
России Анна Попова, врио руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов, заместитель
Секретаря Совета Безопасности РФ Сергей Вахруков, заместитель Генерального
прокурора РФ Владимир Малиновский, губернаторы Свердловской, Тюменской,
Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов
Евгений Куйвашев, Александр Моор, Борис Дубровский, Наталья Комарова, Дмитрий
Артюхов, врио губернатора Курганской области Вадим Шумков, представители Совета
Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов
исполнительной власти, надзорных органов, крупных промышленных предприятий, а
также общественных объединений.
В ходе совещания участники обсудили актуальные проблемы и практики управления экологически обусловленными рисками для здоровья населения; обеспечение экологической безопасности и реабилитации объектов окружающей среды.
Особое внимание было уделено управлению
качеством атмосферного воздуха, питьевой воды и регулирование системы обращения
с твердыми коммунальными отходами.
МАТЕРИАЛЫ К СОВЕЩАНИЮ:
Вступительный ролик перед заседанием:
ВИДЕОЗАПИСЬ СОВЕЩАНИЯ:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
полномочного представителя
Президента Российской Федерации
в Уральском федеральном округе Цуканова Н.Н.
Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить экологическую обстановку на территориях Уральского федерального округа и комплекс мер по ее стабилизации.
В первую очередь отмечу, что за последние годы сделано немало. Органами государственной власти и бизнес- сообществом реализуется комплекс мер, направленных на стабилизацию обстановки. Определенная система сформирована.
В 2017 году в рамках сотрудничества органов исполнительной власти Свердловской области и крупных промышленных предприятий было освоено порядка 2,5 млрд.рублей, что позволило достигнуть снижения показателей по сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 24% и выбросов в атмосферу на 15,9%. Сократился и объем размещения отходов на 15,8%.
Вложения нефтяных компаний в реализацию природоохранных программ составили 82 млрд.рублей, что позволило снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 33,7%; увеличить уровень утилизации попутного нефтяного газа на 9,1%, снизить количество аварий на 19,5%.
Но как показывают опросы общественного мнения, граждане по-прежнему обеспокоены положением дел в сфере экологии. Эти проблемы устойчиво занимают вторую-третью позиции в перечне вопросов, вызывающих наибольшую обеспокоенность жителей регионов.
Именно поэтому Президентом Российской Федерации Указом № 204 от 7 мая 2018 года сфера экологии выделена в отдельное направление работы, а три города Уральского федерального округа – Магнитогорск, Нижний Тагил и Челябинск – определены как территории с «очень высоким» уровнем загрязнения воздуха.
Как отметил Глава государства 24 октября на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, «успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов».
Кратко остановлюсь на перечне ключевых проблем, стоящих перед федеральным округом и требующих нашей адекватной реакции.
Первое. Обращение с отходами производства и потребления.
В Уральском федеральном округе, по данным надзорных органов за 2017 год, образовано порядка 3 млн.тонн твердых коммунальных отходов, из них утилизировано только 6%. Остальные размещаются на свалках и полигонах.
У нас в округе 1 335 муниципальных образований. При этом лицензированных полигонов твердых коммунальных отходов только 158. Этого явно недостаточно.
Цифры говорят сами за себя – за 2017 год в округе выявлено порядка пяти тысяч несанкционированных мест размещения отходов, из них 1 475 свалок и 3 507 навалов мусора.
Сферу обращения с отходами характеризует большое количество нарушений природоохранного и санитарного законодательства, а также криминализация этого бизнеса.
Обращаю внимание органов прокуратуры о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на усиление государственного экологического надзора и привлечения нарушителей к ответственности.
На решение этих задач направлено поручение Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по противодействию угрозам общественной безопасности, связанным с криминализацией сферы оказания социально значимых услуг населению».
Недопустимо доводить до обострения ситуацию, как в случае с «челябинской свалкой и коммунальным коллапсом», когда городские власти не смогли справиться с возникшей проблемой и принять оперативные меры.
Не меньшую тревогу вызывает количество так называемых промышленных отвалов, копившихся многие десятилетия, а иногда – и столетия. По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и департамента Росприроднадзора, на территории округа накоплено более 9,5 млрд.тонн отходов производства и потребления, в том числе отходов I и II классов опасности, которые наносят природе и здоровью населения непоправимый ущерб.
Второе. Состояние поверхностных вод и обеспечение населения качественной питьевой водой.
В Челябинской области доброкачественной питьевой водой обеспечено только 38% жителей, в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе – 52%, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – 66%, в Свердловской и Тюменской областях – 68%; при этом общероссийский показатель составляет 71%.
Риски для здоровья населения в ряде регионов обусловлены микробиологическим загрязнением водопроводной воды, что является в принципе недопустимым. При этом в 2017 году такие факты регистрировались Роспотребнадзором в Свердловской, Курганской и Тюменской областях.
По имеющимся данным, треть подаваемой в распределительные сети воды теряется в результате утечек и аварий. Ещё треть идет на технологические нужды. Остальная часть попадает в краны населения вторично загрязненной при транспортировке.
В замене нуждается порядка 12 тыс.км водопроводных сетей. По состоянию на 1 октября текущего года работы проведены только в отношении 5% объектов, подлежащих замене.
В регионах до 60% источников централизованного водоснабжения не имеют зон санитарной охраны. Указанная проблема требует оперативного решения в Курганской и Свердловской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.
По данным Росгидромета, в Курганской области в реке Теча в 2017 году были зарегистрированы случаи высокого и экстремально высокого загрязнения поверхностных вод по марганцу. «Экстремально грязная» вода отмечена в реках Исеть, Нейва, Пышма, Тобол.
Вспомните как в детстве мы, без всяких опасений, купались в наших реках и озерах. Сегодня ситуация иная. Количество водоемов для купания сократилось. В Свердловской области из 63 водоемов для купания открыты только 2, в Тюменской области из 94-х – 7, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре из 33-х – 2.
Округ является одним из самых крупных ареалов обитания описторхов в России. По данным Роспотребнадзора лидирует по распространенности описторхоза: Ханты-Мансийский автономный округ (599 случаев на 100 тысяч населения), на втором месте Ямало-Ненецкий автономный округ (261 случай), на третьем – Тюменская область (201). Одной из причин сложившейся ситуации по описторхозу является отсутствие эффективного государственного надзора за очистными сооружениями, сбрасывающими сточные воды в открытые водоемы.
С 2006 года объем сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты снизился на 11%, однако количество сброшенных загрязненных сточных вод увеличилось на 28%.
В округе функционирует 797 канализационных очистных сооружений, и только треть обеспечивают нормативную очистку. Раздельные системы для очистки хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод практически отсутствуют.
Третье. Загрязнение атмосферного воздуха формируется выбросами от стационарных источников и автотранспорта.
Загрязнение атмосферного воздуха – следствие многих факторов. В последнюю очередь это – следствие нашей повседневной деятельности, в том числе и устойчиво высокие автомобильные выбросы.
Количество автомобильного транспорта в Уральском федеральном округе с 2007 года выросло на 57%. С одной стороны, это свидетельствует о росте благосостояния населения, с другой стороны – приводит к негативному воздействию на окружающую среду. За последние 5 лет выбросы от автотранспорта увеличились на 59 тысяч тонн, в составе которых содержится оксид азота, бензапирен и тяжелые металлы.
Только 12% легковых автомобилей и 18% общественного транспорта используют природный газ. Органам исполнительной власти и главам муниципалитетов необходимо организовать системную работу по переводу транспорта на газомоторное топливо и создание соответствующей инфраструктуры. Пока принимаемые меры недостаточны.
В целом по округу общий объем выбросов от угольных котельных составляет 763 тысячи тонн в год. В Курганской и Свердловской областях их вклад в загрязнение атмосферного воздуха порядка 35%.
В границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий проживает более 400 тысяч человек, из них 355 тысяч в Свердловской области и 35 тысяч – в Челябинской.
На долю промышленности в Нижнем Тагиле и Магнитогорске приходится более 80% выбросов загрязняющих веществ, в Челябинске – 45%.
Однако есть и другие муниципальные образования, где обстановка вызывает серьезную обеспокоенность. Среди них – Златоуст, Курган, Екатеринбург, Первоуральск, Краснотурьинск, Белоярский и другие.
Считаю целесообразным в целях достижения максимального эффекта от принимаемых мер проведение независимого аудита работы предприятий I категории опасности по степени воздействия на окружающую среду, расположенных на территории этих городов.
В этой связи органам исполнительной власти и бизнесу следует обеспечить взаимное согласование программ для решения основных экологических проблем.
Может быть, регионам необходимо рассмотреть вопрос о включении дополнительных территорий в национальный проект?
Уважаемые коллеги, для исполнения целей, обозначенных в «майском» Указе Президента, необходима слаженная, совместная работа всех ветвей власти.
Вместе с тем, по имеющейся информации, на сегодняшний день только 14 из 30 мероприятий регионов Уральского федерального округа вошли в национальный проект «Экология», ещё 4 находятся на рассмотрении.
12 мероприятий не включены, в связи с недостаточной проработкой предложений.
По информации субъектов – это связано с короткими сроками и жесткими требованиями. Однако еще в июле в адрес регионов были направлены паспорта федеральных проектов с указанием сроков и этапов работы.
Регионам необходимо активизировать работу по взаимодействию с федеральными ведомствами для обоснования включения своих проектов.
В свою очередь предлагаю Министерству природных ресурсов ещё раз вернуться к рассмотрению мероприятий субъектов для включения их в национальный проект.
Важнейшим партнером государства в реализации планов развития является частный бизнес. Сегодня у нас принимают участие в совещании руководители крупнейших компаний округа, которые, я полагаю, в своих выступлениях предложат программные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Модернизация производства требует значительных капитальных затрат. Так, например, Магнитогорским металлургическим комбинатом только в 2017 году направлено более 6,5 млрд.рублей на техническое перевооружение производства. Предприятиями Русской медной компании, которые находятся на территории Уральского федерального округа, – почти 1,5 млрд.рублей.
Эту работу необходимо продолжать на основе принципов наилучших доступных практик.
Успешная реализация комплексных планов мероприятий нацпроекта «Экология», в первую очередь, обеспечит улучшение состояния здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях.
В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2018 год Глава государства определил важнейший базовый показатель благополучия граждан страны – продолжительность жизни.
Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни.
По информации Роспотребнадзора, экологические риски, связанные с загрязнением окружающей среды, обуславливают почти 40% заболеваемости населения, проживающего в неблагополучных территориях промышленно развитых регионов.
Для Уральского федерального округа проблема борьбы со злокачественными новообразованиями является не только одной из ведущих, но в сущности имеет государственное значение.
Смертность от злокачественных новообразований сохраняет свои стабильно высокие показатели, особенно в Курганской (255 случаев на 100 тыс. населения), Свердловской (236) и Челябинской (239) областях, что значительно превышает общероссийские данные (202 на 100 тыс.). По состоянию на 01 сентября 2018 года не достигнут уровень целевых значений, установленных в региональных «дорожных картах» по данному показателю во всех регионах Уральского федерального округа.
Между тем на сегодняшний день уже имеются механизмы управления экологически обусловленными рисками, влияющими на здоровье человека.
В решении обозначенных проблем требуется комплексный подход со стороны органов государственной власти, бизнеса и институтов гражданского общества на основе социально-стратегического партнерства.
Прошу губернаторов в своих докладах обозначить экологические проблемы регионов, проинформировать о проводимых управленческих мероприятиях, их результатах и имеющихся предложениях.
В совещании принимают участие:
Министр природных ресурсов Российской Федерации Кобылкин Дмитрий Николаевич,
Главный государственный санитарный врач России Попова Анна Юрьевна,
временно исполняющий обязанности руководителя Росприроднадзора Амирханов Амирхан Магомедович,
заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Вахруков Сергей Алексеевич,
представители Государственной Думы, Совета Федерации, органов исполнительной власти, надзорных органов, крупных промышленных предприятий, а также общественных объединений.
Убежден, что столь представительный состав участников совещания позволит нам выйти на эффективные решения и в ближайшей перспективе достичь ощутимых результатов.
ВЫСТУПЛЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:
Вступительное слово Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Кобылкина Дмитрия Николаевича
Выступление заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
Вахрукова Сергея Алексеевича
Выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Поповой Анны Юрьевны
Выступление временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Амирханова Амирхана Магомедовича
Выступление Губернатора Челябинской области
Дубровского Бориса Александровича
Выступление Губернатора Свердловской области
Куйвашева Евгения Владимировича
Выступление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Комаровой Натальи Владимировны
Выступление Губернатора Тюменской области
Моора Александра Викторовича
Выступление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
Артюхова
Дмитрия Андреевича
Выступление временно исполняющего обязанности Губернатора Курганской области
Шумкова Вадима Михайловича
Выступление исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
Довлатовой Елены Владимировны
Выступление генерального директора ООО «Уральская горно-металлургическая компания»
Козицына
Андрея Анатольевича
Выступление вице-президента по экологической и промышленной безопасности АО «Русская медная компания»
Гончар Наталии Валерьевны
Выступление председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды
Бурматова Владимира Владимировича
Выступление генерального директора ПАО «Трубная металлургическая компания»
Ширяева Александра Георгиевича
Выступление руководителя управления по работе с регионами Госкорпорации «Росатом»
Полосина Андрея Владимировича
ФОТОРЕПОРТАЖ: