Уважаемые коллеги!
Сегодня мы посетили Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины. Благодарю за приглашение главного врача Важенина Андрея Владимировича.
Центр является крупным медицинским учреждением Челябинской области, обладает уникальным технологиями в области ядерной медицины. Важно, что сформирована комплексная система оказания медицинской помощи с применением самых современных методик, в том числе с применением аппарата «КиберНож».
Сегодня мы в ходе совещания обсудим дальнейшее развитие технологий ядерной медицины в Уральском федеральном округе.
В округе для этого имеются все ресурсы и многое делается.
В Челябинской, Тюменской, Свердловской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре работают ПЭТ-центры, применяются уникальные технологии для диагностики и лечения пациентов.
Применение ядерных технологий в медицине открывает новые возможности ранней диагностики, выбора правильной тактики лечения и контроля за его эффективностью.
Подобные проекты имеют высокую социально-экономическую значимость, поскольку дают толчок для развития инновационных технологий и привлекают инвестиции.
Несмотря на то, что уже многое сделано в этом направлении, для становления и дальнейшего его развития требуется совершенствование федерального законодательства, разработка новых регламентов и иных нормативных документов. Выступления на эту тему предусмотрены в нашей повестке.
Национальные цели Российской Федерации на ближайшие 6 лет определенны 204 Указом Президента.
В социальной сфере они направлены, прежде всего, на обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет).
В числе главных задач национального проекта «Здравоохранение» – повышение доступности медицинской помощи, снижение смертности от болезней кровообращения и онкологических заболеваний.
Проблема борьбы со злокачественными новообразованиями
является не только одной из ведущих
в медицине, но, в сущности, имеет государственное значение.
Доступность и качество медицинской помощи для всех, вне зависимости от места проживания и удаленности от крупных медицинских центров, являются ключевыми национальными приоритетами.
Напомню, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» были заданы основные ориентиры в данной работе.
Многое было сделано в ходе реализации майских указов 2012 года.
По состоянию на 01 января 2019 года всеми субъектами Уральского федерального округа в целом достигнуты целевые значения по снижению смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза и младенческой смертности.
В округе за период с 2012 года произошло снижение смертности от болезней системы кровообращения на 18%, от туберкулеза – на 47%, младенческая смертность снизилась на 40%.
Однако смертность от злокачественных новообразований сохраняет свои стабильно высокие показатели – особенно в Курганской (251 случай на 100 тысяч населения), Челябинской (238 случаев на 100 тысяч населения) и Свердловской (225 случаев на 100 тысяч населения) областях, что значительно превышает общероссийский показатель (196 – на 100 тысяч населения).
По состоянию на 01 января 2019 года не достигнут уровень целевых значений, установленных в региональных «дорожных картах» по данному показателю во всех регионах Уральского федерального округа.
Рост заболеваемости злокачественными новообразованиями за последние три года составил от 3% в Свердловской области и Ямало-Ненецком автономном округе до 10% в Тюменской и Челябинской областях.
Регистрируется рост заболеваемости у детей до 14 лет в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях; у подростков – в Курганской, Тюменской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.
Показатель
одногодичной летальности ниже общероссийских данных (22%) отмечается
только
в Тюменской области (18%) и Ямало-Ненецком автономном округе (16%).
Вовремя выявленное заболевание, ранняя постановка точного диагноза – это сохранение жизни пациента.
Однако на ранних стадиях заболевание выявляется только в 54% случаев в Курганской и в 55% – в Свердловской областях; лучше результаты в Тюменской области – почти 58%.
Напомню, что процент ранней выявляемости злокачественных новообразований к 2024 году должен составить 60% в соответствии с целевым значением, установленным в федеральном проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями».
Прежде всего, в регионах должны быть приняты меры по совершенствованию амбулаторной онкологической службы, направленные наповышение онкологической настороженности медицинских работников и населения, а также на раннее выявление онкопатологии.
Для этого необходимо предусмотреть:
развитие новых форм информирования населения с применением современных интернет-ресурсов и социальных сетей;
информирование целевых групп риска населения о необходимости диспансерного наблюдения, в том числе своевременного обращения к врачу;
организацию проведения скрининга по раннему выявлению наиболее распространенных форм рака в рамках диспансеризации;
создания в каждом регионе регистра больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями;
внедрение новых современных методик онкоскрининга.
Если мы обратимся к жалобам, которые поступают в приемную Президента по работе с обращениями граждан, то приходится констатировать, что зачастую пациенты месяцами не могут попасть к нужному специалисту и подолгу ждут проведения необходимых обследований.
Это свидетельствует о неэффективной системе маршрутизации пациентов и слабой работе первичного звена.
Во многом сложность в организации работы первичного звена здравоохранения и онкологической службы объясняется дефицитом квалифицированных кадров.
Дефицит врачей онкологов (ниже общероссийского показателя, который составляет 5 врачей на 100 тысяч населения) регистрируется в Курганской (3,1), Свердловской (3,7) и Челябинской (3,9) областях.
В амбулаторном звене обеспеченность специалистами составляет не более 60-70%.
Это существенно снижает доступность оказания специализированной медицинской помощи населению.
В целях оказания качества оказания медицинской помощи необходимо принять действенные меры по повышению квалификации врачей-специалистов первичного звена.
Предусмотреть проведение обучающих семинаров для врачей по вопросам повышения онконастороженности, профилактики и раннего выявления злокачественных новообразований, вебинаров, мастер-классов с использованием интернет-ресурсов, выездных форм работы.
Необходима концентрация ресурсов для комплексного лечебно-диагностического процесса.
В субъектах Российской Федерации должны быть созданы:
референсные центры лучевой и морфологической диагностики;
медицинские организации второго уровня, обладающие полным спектром оборудования для комплексной и своевременной диагностики основных видов злокачественных новообразований;
на базе онкологических диспансеров открыты региональные образовательные центры.
Несмотря на все усилия, которые предпринимаются государством для улучшения лекарственного обеспечения онкобольных, этот вопрос остаётся одним из самых актуальных.
По данным субъектов доля отечественных лекарственных препаратов составляет до 80%.
Обеспеченность пациентов высокоэффективными инновационными таргетными препаратами сохраняется пока недостаточной. Сказывается и существующая система закупок лекарств, а также долгая процедура регистрации новых препаратов. Все эти вопросы требуют решения на федеральном уровне.
Необходимо совершенствовать систему мониторинга и контроля за оказанием медицинской помощи по профилю «онкология». В решении этого вопроса возрастает роль страховых компаний как института контроля за качеством медицинской помощи.
Ещё одна важная тема, это оказание паллиативной помощи онкологическим пациентам.
По представленным субъектами данным, в целом по округу количество онкологических пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, составляет более 27 тысяч человек, из них 72 человека – это дети.
Для этих пациентов должны быть созданы максимально комфортные условия, в том числе предусмотрена система профессионального психологического сопровождения больных и их родственников.
Я бы просил вас в своих выступлениях сосредоточиться на этих проблемных вопросах и изложить пути их решения в регионах.
Уважаемые коллеги, доклады о состоянии работы онкологической службы Уральского федерального округа сегодня будут представлены заместителем Министра здравоохранения России Камкиным Евгением Геннадьевичем и заместителем Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Нечепоренко Юрием Алексеевичем.
Также в совещании принимают участие представители Росздравнадзора, Федерального медико-биологического агентства, ведущих национальных онкологических центров России.
Уверен, что в ходе совещания будет дана взвешенная оценка ситуации оказания онкологической помощи населению в Уральском федеральном округе.
Статус мероприятия позволяет обсуждать и решать самые актуальные «злободневные» проблемы, которые накопились в наших регионах.
В своих посланиях Федеральному Собранию Глава государства не раз уделял этой теме особое внимание. Поставлена задача разработки и реализации специальной общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями.
В настоящее время во всех субъектах разработаны и согласованы с Минздравом России паспорта региональных проектов «Борьба с онкологическими заболеваниями». Определены целевые показатели и планы мероприятий.
В 2019 году в каждом субъекте должна быть принята региональная программа борьбы с онкологическими заболеваниями.
Как отметил Глава государства на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, «успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов».
Предлагаю перейти к обсуждению, прошу придерживаться регламента.