Официальные ресурсы

Миасс

Исход любого военного противостояния во многом зависит от мобильности войск, оперативной доставки припасов и вывоза раненых с поля боя. Для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны эти задачи решал небольшой город Миасс в Челябинской области, где на базе эвакуированного Московского завода имени Сталина был создан Миасский автозавод (будущий «Урал»), давший стране в годы войны почти 7 тысяч грузовиков ЗИС-5 грузоподъёмностью в три тонны каждый. 15 января 2025 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о присвоении Миассу почётного звания «Город трудовой доблести».

Вклад уральских мастеров

За надёжность и безотказность механизмов ЗИС-5 красноармейцы уважительно называли автомобиль «Захар Иванович». Из-за дефицита металла во время Великой Отечественной войны кабина изготовлялась из дерева, да и в целом конструкцию максимально упростили. На фронте ЗИС-5В (военная модификация) перевозил людей, грузы, в том числе вооружение, боеприпасы, топливо, а также использовался для транспортировки раненых. На шасси грузовика ставили зенитные установки и даже легендарные реактивные установки «катюша» и прожектора.

С началом Великой Отечественной войны из 40-тысячного Миасса на фронт ушли около 15 тысяч мужчин. Более 7 тысяч из них не вернулись домой, пав на полях сражений. 67 жителей Миасса воевали в составе созданного в 1943 году Уральского добровольческого танкового корпуса, бойцы которого покрыли себя неувядаемой славой в сражение на Курской дуге они освобождали от фашистов Львов, Варшаву, Прагу и брали Берлин.

На городских фабриках и производствах, перешедших на выпуск военной продукции, вместе с оставшимися мужчинами на тальковой фабрике, в тресте «Миасзолото», на комбинате стройматериалов, в леспромхозе и Сырастанском мраморном карьере трудились женщины и подростки.

В ноябре 1941 года в Миасс был эвакуирован Московский автомобильный завод им. И. В. Сталина (ЗИС). Несмотря на трудный переезд и сложности с обустройством в Миассе, первый мотор работники завода выпустили уже в апреле 1942 года. Всего в течение года ЗИС поставил фронту и народному хозяйству 9 303 мотора и более 15 тысяч коробок передач для самого массового военного советского грузовика. В феврале 1943 года производство было преобразовано в Миасский автомобильный завод имени Сталина (позднее Уральский автомобильный завод) – первый в регионе.

В июле 1944 года с конвейера сошёл первый ЗИС-5В, и 20 июля на фронт ушла первая партия машин. К концу сентября здесь был выпущен уже тысячный автомобиль. Только за тот год завод увеличил выпуск своей продукции в пять раз (по сравнению с предыдущим, 1943-м). Кроме того, было сэкономлено 400 тысяч киловатт-часов электроэнергии, в результате чего себестоимость продукции завода стала ниже плановой. Исторические документы хранят память о трудовых свершениях рабочих завода. Так, прессовщица А. Мурдасова, работая на 25-тонном прессе, перевыполняла план на 140 %. Для сотен автозаводцев обычной рабочей нормой дня стали 200–300 %, а станочники систематически перекрывали сменные задания на 400–500 %. В апреле 1944 года был собран 5000-й ЗИС-5В, всего же рабочие завода в военные годы выпустили 6 800 грузовиков. Кроме того, завод производил и отправлял в Челябинск двигатели и коробки передач для танков.

Памятник автомобилю ЗИС-5 у здания АО "Автомобильный завод "Урал"" в Миассе.
© Александр Кондратюк / РИА Новости
Памятник автомобилю ЗИС-5 у здания АО "Автомобильный завод "Урал"" в Миассе. © Александр Кондратюк / РИА Новости

За трудовые заслуги коллективу завода трижды вручалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, девять раз – Знамя ВЦСПС, шесть раз – Красное знамя областного комитета партии. Двое тружеников были награждены орденом Ленина, трое – орденом Трудового Красного Знамени, 23 – орденом «Знак Почёта», 13 – медалью «За трудовую доблесть», 17 – медалью «За трудовое отличие» и 500 работников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В ноябре 1941 года в Миасс прибыл ещё цех столичного завода «Динамо» имени С. М. Кирова (остальные его части были вывезены на тракторный завод в Челябинске), где был организован выпуск запчастей, узлов и агрегатов для самолётов и танков. Под нужды нового производства был отдан мельзавод № 2 (в настоящее время «МиассЭлектроАппарат»). Первая продукция была выпущена в середине января 1942 года, а с февраля по март рабочие создали 4 043 кенонов (разъёмов) для самолётов и 2 014 аппаратов для танков.

Несмотря на то что большая часть завода и трудового коллектива после разгрома фашистов под Москвой весной 1942 года вернулись в столицу, производство в Миассе не сбавляло темпов. Помимо комплектующих для военной техники здесь же выпускались зажигалки, кастрюли, чашки, ложки. За три военных года объём продукции завода увеличился почти вдвое, при этом почти половину всего трудового коллектива составляли подростки (комсомольцы, воспитанники детских домов, местная молодёжь). Молодёжно-фронтовые бригады вырабатывали от 200 до 450 % нормы. За самоотверженный труд завод неоднократно награждался переходящим Красным знаменем ГКО и Совета Народных Комиссаров. 210 рабочих и служащих были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Многие электроаппаратчики, участвовавшие в боях с фашистами, были награждены боевыми орденами и медалями.

Перевезённые из Донецка (тогда город носил название Сталино) цеха оборонного завода № 611 разместились на базе механических мастерских треста «Миассзолото». Новое производство занималось начинкой взрывчаткой авиабомб, артснарядов и подводных мин. За четыре года войны их было сделано 7 миллионов штук.

Миасский инструментальный завод в военные годы справился со своей миссией на отлично, заменив эвакуированные заводы из Серпухова и Луганска. Рабочие завода, где наравне со взрослыми трудились 14–16-летние подростки, выпускали напильники и другие инструменты. Особой любовью красноармейцев пользовались «чёрные» ножи для десантников и разведчиков. Много тружеников вносили свои рационализаторские предложения, которые помогали ускорить и усовершенствовать производство. Бригады активно участвовали в социалистических соревнованиях, регулярно выдавая продукцию сверх норм.

В Миасс из Москвы был также эвакуирован завод № 375, изготовлявший искусственные заменители алмазов для шлифовки стволов орудий. Ударными темпами трудились и миасские золотодобытчики треста «Миассзолото». Добытый драгоценный металл был необходим для оплаты поставок товаров и оружия по ленд-лизу. Старатели Ленинского прииска ежемесячно отчисляли в Фонд обороны страны свой дневной заработок золотом. Всего коллектив треста собрал в пользу государства 65 килограммов драгметаллов. Кроме того, старатели собрали и внесли в Госбанк более 3,6 миллиона рублей, на которые были сформированы танковая колонна и построены боевые самолёты.

В городе всю Великую Отечественную войну действовало 1-е гвардейское миномётно-артиллерийское училище им. Красина, готовившее командный и технический состав для вооружённых «катюшами» воинских частей.

Использованы материалы сайта в честь 80-летия Победы при поддержке Российского военно‑исторического общества