Официальные ресурсы

Челябинск

Во время Великой Отечественной войны Челябинск играл большую роль как тыловой город. Челябинск принял тысячи эвакуированных граждан. Население города выросло с 270 до 650 тысяч человек. 2 июля 2020 года Указом Президента Российской Федерации Челябинску было присвоено звание «Город трудовой доблести». Стела была установлена 21 ноября 2021 года

Танкоград

На базе более двух сотен эвакуированных в 1941 году предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. В Челябинскую контору Госбанка СССР были эвакуированы Молдавская и Измаильская конторы Госбанка СССР (в городе к этому времени находились ещё областные конторы Промбанка СССР и Сельхозбанка СССР).

В Челябинске с 1941 по 1945 год размещался Народный комиссариат танковой промышленности, один из крупнейших промышленных наркоматов СССР. Кроме того, в городе размещались Наркомат боеприпасов, Наркомат среднего машиностроения, Наркомат электростанций и Наркомат строительства.

Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград. Первоначально так назывался крупнейший в мире Кировский танкостроительный завод в Челябинске созданный на базе ЧТЗ, в дальнейшем название перенесено на весь город, значительная часть которого была ориентирована на обеспечение его работы. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. Завод выпускал тяжёлые танки КВ-1 с 1940 года (с 1943 года выпускал ИС-2). После эвакуации Ленинградского Кировского завода, единственный в стране выпускал тяжёлые танки и самоходные установки и был головным предприятием по выпуску танковых дизелей. Также, было освоено всего за 33 дня, массовое производство танков Т-34.

Кировский завод в Челябинске. Т-34 на жд-платформах
Кировский завод в Челябинске. Т-34 на жд-платформах

Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер именно на ЧТЗ, перенятый в дальнейшем «Уралвагонзаводом». За период Великой Отечественной войны в Челябинске было выпущено 60 тысяч танковых дизелей. С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. На заводе им. Колющенко, куда был эвакуирован в частности завод «Компрессор», было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». Предприятия города в годы войны производили дизель-моторы, боеприпасы (патроны, мины, бомбы, фугасы, реактивные снаряды), электрооборудование для боевых машин, детали для танков и автомобилей ЗИС, бронированные стёкла для самолётов и другую необходимую для победы продукцию. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолёте была челябинская сталь.

В паровозном депо железнодорожной станции города в 1941—1942 годах были построены, сформированы и отправлены на фронт 5 бронепоездов в составе 38-го отдельного дивизиона бронепоездов и 39-го особого дивизиона бронепоездов.

В Челябинске в годы войны было развёрнуто 10 эвакогоспиталей для тяжелораненых требующих длительного лечения (всего в области было развёрнуто 118 эвакогоспиталей, до 1943 года включая и в населённых пунктах нынешней Курганской области), а также перепрофилированы отделения ряда крупных больниц города, в которые было доставлено с фронта около 220 000 человек, 78 % из которых была излечена и возвращена на фронт.

В 1941—1944 году в Челябинске находился в эвакуации Киевский медицинский институт, выпускавший врачей для фронта; в 1944 году на его базе был создан Челябинский медицинский институт.